Поиск по сайту  


Театральная энциклопедия :



Толкование ЩЕПКИН


ЩЕПКИН, Михаил Семёнович (6(17).XI.1788, с. Красное Обоянского у. Курской губ.,-11(23).VIII. 1863, Ялта] - рус. актёр. Основоположник реализма в рус. сценич. иск-ве. Великий реформатор рус. сцены. Род. в семье крепостного, управляющего имениями графа Г. С. Волькенштейна. В детстве бывал на спектаклях крепостного т-ра. 15 фев. 1800 впервые выступил в любительском спектакле, пост. учениками Суд-женского уездного уч-ща (в к-ром Щ. обучался), в роли крепостного слуги Розмарина в комедии "Вздорщица" Сумарокова. В летние месяцы неоднократно играл в т-ре Волькенштейна. В 1801 Щ. переходит в Курское губернское уч-ще. В Курске он посещает т-р братьев М.Е.,П. Е.пА. Е. Барсовых. В 1805, заменяя одного из актёров, Щ. с успехом исполнил в этом т-ре роль Андрея Почтаря в пьесе "Зоа" Мерсье. С этого времени он становится проф. актёром т-ра Барсовых. В 1816 перешёл в харьковскую труппу И. Ф. Штейна п О. И. Калиновского. В 1818 с группой ведущих актёров этого т-ра Щ. основывает "вольный т-р" в Полтаве, к-рый возглавляет И. П. Котляревский. После закрытия Полтавского т-ра (1822) Щ. вновь вернулся к Штейну, державшему антрепризу в Туле. В том же году вместе со своей семьёй Щ. получил вольную (борьба за освобождение Щ. от крепостной зависимости велась с 1818; в ней принимали активное участие будущий декабрист С. Г. Волконский, П. П. Котляревский, партнёры Щ., мп. зрители, внёсшие свои пожертвования). "
На провинц. сцене Щ. исполнил большое количество ролей самых разнообразных жанров, включая партии в операх и балетах. Его исполнение отличалось искромётным темпераментом, юмором. Уже в этот период, много размышляя над проблемами иск-ва, наблюдая игру талантливого актёра-любителя кн. П. В. Мещерского, актёров т-ра Штейна-И. Ф. Угарова, Павлова, крепостной актрисы орловского т-ра Кузьминой (её трагич. судьба со слов Щ. описана А. И. Герценом в рассказе "Сорока-воровка"), Щ. приходит к выводу, что "искусство настолько высоко, насколько близко к природе". Он начинает сознательно утверждать в сценич. иск-ве реализм. Лучшие роли Щ. в провинц. период:
Чупрун и Макагоненко ("Москаль-чаровник" и "Наталка Полтавка" Котляревского, обе в 1819), Подслухин ("Подложный клад" Ильина), трактирщик Панкрат (комич. опера "Мнимый невидимка" Кавоса), Богатонов ("Господин Богатонов, или Провинциал в столице" Загоскина).
20 сент. 1822 Щ. дебютировал в Москве в роли Бога-тонова и 6 марта 1823 был зачислен в труппу Моск. т-ра (с 1824 - Малый т-р). В Москве реализм Щ. приобрёл характер законченной системы. Формированию взглядов Щ. способствовали его тесные идейные и дружеские связи с передовыми обществ, и художеств. деятелями России (А. С. Пушкин, Н. В. Гоголь, С. Т. Аксаков, В. Г. Белинский, А. И. Герцен, И. С. Тургенев, Н. А. Некрасов, Т. Н. Грановский, Т. Г. Шевченко и др.). Щ. был не только участником первых пост. пьес Грибоедова, Гоголя, Пушкина, Тургенева, Сухово-Кобылина, но и активно способствовал написанию мн. из этих пьес, горячо их пропагандировал, добивался снятия цензурных запретов. Сценич. деятельность Щ. отвечала новым эстетич. требованиям, выдвигавшимся революц. демократией. Высокая сознательность и идейная целеустремлённость художеств. творчества, отличавшие критич. реализм Щ., определили его значение как реформатора актёрского иск-ва.
Свои лучшие сценич. образы Щ. создал в произв. рус. сатирпко-обличительной драматургии. Играя Фамусова (1830), Щ. изображал представите;! я чиновной бюрократии, показывал конкретные тиипч. черты этого персонажа; чванство и барская заносчивость крепостника сочетались в его Фамусове с раболепством и угодничеством по отношению к придворной знати. Такой же глубокой жизненной достоверностью и обличительной силой отличался образ Городничего
(1836). Исполняя эту роль, Щ. достигал широкого сатирич. обобщения, поднимался до обличения николаевского режима. Сатирич. типы дворян были созданы Щ. в пьесах Гоголя - "Женитьба" (Подко-лёсин и Кочкарёв,
1843), "Игроки" (Утешительный, 1843), "Тяжба" (Бурдюков,
1844).
Др. сторона творчества Щ. связана с созданием им образов в укр. драматургии; в Петербурге (на гастролях) и Москве он сыграл роли выборного Макагоненко и крестьянина Чуп-руна ("Наталка Полтавка", 1837, "Москаль-чаровник", 1840, Котляревского), передав нац. своеобразие этих персонажей. Играл роли людей из народа: с глубоким драматизмом раскрывал в водевиле "Матрос" Соважа и Де-лурье трагич. судьбу старого человека, жертвующего личным счастьем ради благополучия близких ему людей. Подчёркивая значение этой работы Щ., проникнутой де-мократич. гуманизмом, Белинский писал: "Торжество его искусства состоит не в том только, что он в одно и то же время умеет возбуждать и смех и слезы, но и в том, что он умеет заинтересовать зрителей судьбою простого человека и заставить их рыдать и трепетать от страданий какого-нибудь матроса..." ("Александрийский театр ", см. Полн. собр. соч., т. 8, 1955, с. 533). Др. замечательный образ простого человека был создан Щ. в пьесе "Жакар, или Жакардов станок" Фур-нье (1858), герой к-рой ремесленник-изобретатель отдаёт все свои сбережения, труд и талант облегчению тяжёлой участи рабочих-ткачей. Гимном труду, патетически и проникновенно звучали у Щ. слова куплетов, воспевающих подвиг тружеников (когда пьеса сошла с репертуара, Щ. продолжал исполнять эти куплеты в концертах). В конце жизни его репертуар был пополнен ролями в пьесах И. С. Тургенева, А. Н. Островского, А. В. Сухово-Кобылина. Развивая тему "униженных и оскорблённых", Щ. * с исключительной психоло]ич. глубиной показал душевный мир маленького чиновника Мошкина ("Холостяк" Тургенева, 1850) и обездоленного старика Кузовкина ("Нахлебник" Тургенева, 1862). Та же тема отчётливо раскрывалась в одной из лучших актёрских работ Щ. последнего периода - в роли Муромского ("Свадьба Кречинскогоу-, 1855). Во всех этих ролях Щ. показывал не только приниженность своих героев, но и их чувство собственного достоинства. Щ. во многом был чужд бытовой колорит пьес Островского. Тем не менее он исполнил роли Коршунова и Любима Торцова (1854 и 1855, "Бедность не порок"), Болыпова ("Свои люди - сочтёмся", 1861). В образах, созданных им в произв. Мольера, Шекспира, Пушкина, Щ. обличал страсть к стяжательству: Гарпагон (1827), Шейлок (1835);
Барон ("Скупой рыцарь" Пушкина, 1853). При исполнении ролей в пьесах Шекспира, Пушкина ярко проявилось дарование Щ. как трагедийного актёра.
Работая на казённой сцене, Щ. был вынужден играть роли в пустых п бессодержательных пьесах, однако и в этих ролях он стремился утверждать правду жизни. Законченную систему взглядов на актёрское иск-во Щ. выразил в многочисл. высказываниях, письмах, воспоминаниях, в беседах с учениками. Он указывал на необходимость подчинения всего творч. процесса "общей идее", требовал от актёра пристального внимания к окружающей действительности. Он говорил, что актёр должен не копировать жизнь, а вникать "в душу роли", влезать, "...так сказать, в кожу действующего лица..." (Щепкин М. С., Записки. Письма. Современники о М. С., 1952, с. 250, см. также с. 243-45, 251), т. е. добиваться перевоплощения в сценич. образ. В то же время Щ. настаивал на всестороннем осмыслении исполнителем творч. задач, возникающих в процессе работы над ролью, на тщательной отделке всех её деталей. Только тогда, по мнению Щ., на сцене появится человек живой "не только одним телом", но и "головою и сердцем". Защищая иск-во переживания, Щ. вместе с тем требовал от актёра упорного п постоянного труда. Деятельность Щ. утвердила кри-тич. реализм как ведущий творч. метод в рус. т-ре. Герцен писал, что Щ. "...создал правду на русской сцене, он первый стал нетеатрален на театре..." ("М. С. Щепкин", см. Собр. соч., т. 17, 1959, с. 268).
Художеств, принципы Щ. нашли претворение в творчестве его учеников, выдающихся рус. актёров- И. В. Самарина, С. В. Шумского, Г. Н. Федотовой и др. Традиции сценич. реализма, заложенные Щ., имели большое значение для развития иск-ва Малого т-ра, за к-рым упрочилось наименование "Дома Щепкина". Сценич. заветы Щ. и проповедуемые им этич. принципы послужили основой реалистнч. системы актёрского творчества, созданной К.С.Станиславским (см. Станиславского система).
Щ. часто выступал в Петербурге (Александрийский т-р), много гастролировал в провинции. Эти гастроли носили характер пропаганды лучших произв. рус. драматургии, реалистич. актёрского иск-ва. Среди последователей Щ.-крупнейшие актёры петерб. сцены и провинции: А. Е. Мартынов, П. В. Васильев, К. Т. Соленик, Л. И. Млотковская, Е. Б. Пиунова-Шмитгоф и др.
Богатейшие жизненные наблюдения Щ. нашли отражение в рус. лит-ре. Его устные рассказы были использованы Н. В. Гоголем, А. И. Герценом, А. В. Сухово-Кобылиным, Н. А. Некрасовым и др. Щ. оставил воспоминания, начатые им по настоянию Пушкина (заглавие и первая фраза этих воспоминаний написаны рукой великого рус. поэта).
Роли Щепкина, исполненные после поступления па Московскую сцену (приводятся роли, в к-рых он выступил не менее 10 раз): 1823 - Альварес ("Король и Пастух" Шаховского), Альмавива ("Два Фигаро" Мартелли), Бога-тонов ("Г-н Богатонов, или Провинциал в столице" Загоскина), Бот ("Бот, или Английский купец" Эрнеста и Сер-вье), Браччио ("Посещение принца" Шаховского), Вьюнков ("Игнаша-дурачок" Шаховского), граф Знатов ("Мизантроп" Мольера), Грицко ("Казак-стихотворец" Шаховского), До-сажаев (мистер Тизл) ("Лукавин" Писарева по пьесе Шеридана "Школа злословия"), Израиль ("Удача от неудачи" Семёнова), Клешнин ("Поездка в Кронштадт" Писарева), Кривосудов ("Ябеда" Капниста), Ладов ("Добрый малый" Загоскина), Сумбуров ("Модная лавка" Крылова), Транжирим ("Полубарские затеи" Шаховского), Транжирин ("Чванство Транжирина" Шаховского), Турусин ("Урок холостяка" Загоскина); 1824 - Ведеркин ("Воспитание, или Вот приданое!" Кокошкина), Подслухин ("Подложный клад" Ильина), Репейкин ("Хлопотун, или Дело мастера боится" Писарева), Суфле ("Секретарь и повар" Скриба и Мельвиля), Шеллинг ("Учитель и ученик" Писарева); 1825 - Арнольф ("Школа женщин" Мольера), Будунтай("Финн" по Пушкину), Данвиль ("Урок старикам" Делавиня), Дурман (Журден) ("Мещанин во дворянстве"), Жеронт ("Скапиновы обманы" Мольера); 1826 - Фигаро ("Два Фигаро" Мартелли), Езоп ("Притчи, или Езоп у Ксанфа" Шаховского), Созий ("Аристофан, или Представление комедии " Всадники"" Шаховского), Чупкевич ("Два учителя" Шаховского); (1827 - Бонни-шон ("Дядя напрокат" Писарева), Бон ар ("Урок старикам" Делавиня), Гарпагон; Гонзальв ("Буря и кораблекрушение" по Шекспиру), Любский ("Благородный театр" Загоскина), Репейкин ("Лучший день в жизни" Скриба и Варнера), Хаим ("Керим Гирей Крымский хан" по Пушкину); 1828 - Пудинг ("Пять лет в два часа" Писарева); 1829 - Барди ("От добра добра не ищут" Баркова), Бартоло ("Севильский цирюльник" Бомарше), Бартоло, Антонио ("Свадьба Фигаро" Бомарше), Мишно ("Новый Парис" Хмельницкого), Рам-поно ("Невинный в вине" Ленского); 1830 - Доминго ("Дон Карлос"), Фамусов; 1831 - Филипп ("Филипп, или Фамильная гордость" Скриба); 1832 - Горлопанов ("Женихи, или Век живи и век учись" Иванова), Давид Теньер ("Давид Теньер, живописец" Сушкова и Корсакова); 1833 - Чуб ("Вечера на хуторе близ Диканьки" по Гоголю), Яузов ("Хороша и дурна, и глупа, и умна" Ленского); 1834 - Вальдорф ("Мирандолина" Блума по Гольдони), Незацепин ("В тихом омуте черти водятся" Кони); 1835 - Второй убийца ("Жизнь и смерть Ричарда III" Шекспира), Симон ("Матрос" Соважа и Делурье), Шейлок; 1836 - Городничий;
Дон-Карлос ("Клавиго" Гёте); 1837 - Бонар ("Два купца и два отца" Ленского), Макогоненко ("Наталка-Полтавка" Котляревского), Полоний ("Гамлет"), Соломон ("Кин, или Гений и беспутство" Дюма); 1838-Руджиеро ("Уголино" Полевого), Форд ("Виндзорские кумушки"); 1839-Брандт ("Дедушка русского флота" Полевого), Горский ("Пятидесятилетний дядюшка, или Странная болезнь" Белинского), Гранде ("Дочь скупого" по"Евгении Гранде" Бальзака); 1840-Бур-гашард ("Девица-отшельница" Скриба), Чупрун ("Москаль-чаровник" Котляревского); 1841 - Капулет ("Ромео и Юлия" Шекспира), Размазня ("В людях ангел, не жена, дома с мужем - сатана!" Ленского); 1842 - Микстурадос ("Вот так пилюли! Что в рот, то спасибо!" Ленского), Почтмейстер ("Мёртвые души" по Гоголю); 1843 - Оргонт ("Тартюф"), Подколёсин, Кочкарёв ("Женитьба"), Утешительный ("Игроки" Гоголя); 1844 - Бурдюков ("Тяжба" Гоголя), Пузырьков ("Война с тёщей" Ленского); 1845 - Вурм ("Коварство и любовь"); 1846 - Дробежкин ("Мёртвые души"), Чекалинский ("Хризомания, или Страсть к деньгам" по Пушкину); 1847 - Санхо Пансо ("Дон Кихот ла Манхский, рыцарь печального образа и Санхо Пансо" П. Каратыгина по Сервантесу); 1848-Анемантус ("Тимон Афинянин" Шекспира); 1849 - Балагалаев ("Завтрак у предводителя" Тургенева), Сганарель ("Лекарь поневоле" Мольера) 1850- Мошкин ("Холостяк" Тургенева); 1851-Жорж Данден (о. п. Мольера), Прокоп Шкурат ("Сватанье на Гончаровке" Квитки-Основьяненко), Ступендьев ("Провинциалка" Тургенева); 1852 - Таранц ("Искренняя любовь, или Милый дороже счастья" Квитки-Основьяненко, переделка Островского), Чуханов ("Где тонко, там и рвётся" Тургенева), Эгеон ("Комедия ошибок" Шекспира); 1853 - Барон ("Скупой рыцарь" Пушкина), Дженкинс ("Любовь и предрассудок" Мельвиля), Дядька Грегорио ("Дядька в затруднительном положении" Жиро, перевод Гоголя), Тарас Бульба (по Гоголю); 1854 - Мишель ("Как аукнется, так и отклик-нется"Тарновского), Коршунов ("Бедность не порок" Островского), Сальери ("Моцарт и Сальери" Пушкина); 1855-Джед-лэр ("Битва жизни" Диккенса), Клушин ("Женихи, или Седина в бороду, а бес в ребро" Вильде), Любим Торцов ("Бедность не порок"), Мений Агриппа ("Кориолан" Шекспира), Муромский ("Свадьба Кречинского"); 1857 - Желваков ("Провинциальные оригиналы" по Салтыкову-Щедрину);
1858 - Серторий ("Далила" Фелье); 1859 - Бернар ("Розовый павильон" Тарновского), Советник ("Бригадир" Фонвизина), Сен-Фар ("Актриса" Анисе-Буржуа и Берьера), Шут ("Король Лир" Шекспира); 1860 - Брабанцио ("Отел-ло" Шекспира); 1861 - Болыпов ("Свои люди - сочтёмся" Островского), Шевалье ("Партия в пикет" Утина); 1862 - Зайчиков ("Мишура" Потехина), Кузовкин ("Нахлебник" Тургенева).
Лит.: Михаил Семенович Щепкин. Записки его, письма, рассказы, материалы для биографии и родословная. Сост. М. А. Щепкин, СПБ. 1914: Михаил Семенович Щепкин, Записки. Письма. Современники о М. С. Щепкине. Сост. А. П. Клинчин, М., 1952; Эфрос Н. Е., М С. Щепкин, П., 1920; С о б о л е в Ю. В., М. С. Щепкин, М., 1933; Д а н и-л о в С. С., М. С. Щепкин. М..- Л., 1938; Ф и л п п п о в В. А., М. С. Щепкин и его роль в развитии русского театра, М.- Л., 1938; Тальников Д. Л., Система Щепкина, М.-Л., 1939; А л пер с Б. В., Михаил Семенович Щепкин, М.-Л., 1943; Д е р м а н А. Б.. Московского Малого театра актёр Щепкин, М., 1951; Дан и лов С. С.,Русский драматический театр XIX в., т. 1, Л.-М., 1957; К л и и ч и и А. П., Михаил Семенович Щепкин, М., 1964; "Театр" М. 1938, № 8, с. 3-85; 1963, № 8, с. 137-92; Гри ц Т. С.. М. С. Щепкин. Летопись жизни и творчества, [М., 1966]. А. Кл.

Найти все значения ЩЕПКИН:

ЩЕПКИН - это ...

Толкование ЩЕПКИН

Определение ЩЕПКИН

ЩЕПКИН означает ...

Синоним к ЩЕПКИН

Реферат на тему ЩЕПКИН



Мы будем признательны Вам, если Вы разместите ссылку на нашу страницу:
На блоге


На форуме (bb-код):


Код нашей кнопки:
ЩЕПКИН


Прямая ссылка на эту страницу


//ССЫЛКИ БЫЛИ ТУТ

Все словари

Словарь Ожегова
Словарь Даля
Словарь Ушакова
Словарь церковных терминов
Энциклопедия юриста
Современный толковый словарь
Словарь психиатрических терминов
Словарь лекарственных трав
Современный словарь
Энциклопедия относительного и абсолютного знания
Энциклопедия мировых сенсаций XX века том 1-2
Энциклопедический справочник стран
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь русской цивилизации
Энциклопедический словарь конституционного права
Словарь синонимов
Словарь воровского жаргона
Теософский словарь
Энциклопедический справочник стран и столиц
Энциклопедия чудес
Золотая книга эмиграции
Театральная энциклопедия
Сто великих изобретений
Полный словарь медицинских терминов
Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку
Kladr
Новейший философский словарь
Словарь по политологии
Философский энциклопедический словарь
Энциклопедия третьего Рейха
Казачий словарь-справочник
Энциклопедия значений имен
Энциклопедия обрядов и обычаев
Энциклопедия. История философии
Энциклопедия. Мифы древнего Египта

Ваши пожелания


© 2021 slovco.ru Словцо Контакты Rambler's Top100

s1 s2 s3 s4 s5 s6 s7 s8 s9 s10 s11 s12 s13 s14 s15 s16 s17 s18 s19 s20 s21 s22 s23 s24 s25 s26 s27 s28 s29 s30 s31 s32 s33 s34 s35 s36 s37 s38 s39 s40 s41 s42 s43 s44 s45 s46 s47 s48 s49 s50 s51 s52 s53 s54 s55 s56 s57 s58 s59 s60 s61 s62 s63 s64 s65 s66 s67 s68 s69 s70 s71 s72 s73 s74 s75 s76 s77 s78 s79 s80 s81 s82 s83 s84 s85 s86 s87 s88 s89 s90 s91 s92 s93 s94 s95 s96 s97 s98 s99 s100 s101 s102 s103 s104 s105 s106 s107 s108 s109 s110 s111 s112 s113 s114 s115 s116 s117 s118 s119 s120 s121 s122 s123 s124 s125 s126 s127 s128 s129 s130 s131 s132 s133 s134 s135 s136 s137 s138 s139 s140 s141 s142 s143 s144 s145 s146 s147 s148 s149 s150 s151 s152 s153 s154 s155 s156 s157 s158 s159 s160 s161 s162 s163 s164 s165 s166 s167 s168 s169 s170 s171 s172 s173 s174 s175 s176 s177 s178 s179 s180 s181 s182 s183 s184 s185 s186 s187 s188 s189 s190 s191 s192 s193 s194 s195 s196 s197 s198 s199 s200 s201 s202 s203 s204 s205 s206 s207 s208 s209 s210 s211 s212 s213 s214 s215 s216 s217 s218 s219 s220 s221 s222 s223 s224 s225 s226 s227 s228 s229 s230 s231 s232 s233 s234 s235 s236 s237 s238 s239 s240 s241 s242 s243 s244 s245 s246 s247 s248 s249 s250