Поиск по сайту  


Театральная энциклопедия :



Толкование ШВЕЙЦАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Д


ШВЕЙЦАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Драма и театр. иск-во в Швейцарии развивались на трёх ЯУ.- французском, немецком и итальянском.
Театр и драматургия на франц. я з. складывались на основе церковно-ритуального действа. Среди первых известных драм. произв."Диспут между душой и телом", "Мистерия о мироздании" (15 в.). В 16 в. во время Реформации в протестантских кантонах Швейцарии создавались пьесы, направленные против католицизма: "Нравоучение о недуге христиан" M. Маленгра (1533, Невшатель), "Комедия о кончине больного папы" К. Бадиуса (1561), "Комедия о недужном мире с пустым брюхом" Ж. Бьенвеню (1568, Женева). Наиболее крупный деятель протестантской драматургии кальвинист Т. Веза написал антикатолич. драму в стихах "Жертвоприношение Авраама" (1552, Лозанна). В 16 в. была написана первая "игра о Телле" (Teilspiel) "Тень Штауффахера" Ж. Дюшена (1584). Получил распространение жанр фастнахтшпиля: "Комедия о людях, взыскующих доироги времени, и .uci.if.iiirtuivi u-боре", "Матушка Дурь и батюшка Бонтан" (1523), в к-рых проявились черты боевой политич. сатиры.
В 17 в. т-р и драматургия в протестантских областях Швейцарии подвергались преследованиям, шла борьба между сторонниками и противниками т-р а. В католич. кантонах театр. жизнь была более активной, но пьесы писались гл. обр. на лат. яз. Лишь в 1738 в Женеве появилась первая проф. труппа и в течение 2 лет играла пьесы французских драматургов.
Большое значение для Ш. т. и д. имело многолетнее пребывание в Швейцарии Вольтера, жившего с 1754 близ Женевы (имение Делис), в 1758-78 - в Фер-не. В домашних т-рах под рук. Вольтера, а также в Лозанне и Женеве ставились его пьесы: "Заира", "Китайский сирота", "Магомет", "Скифы", "Альзира" и др.
Были построены театр. здания в Шатлене (близ Женевы, 1786), в Лозанне (1781), в Женеве (1782 и 1789).
Под влиянием идей Ж. Ж. Руссо, призывавшего организовывать народные зрелища, в Веве устраивались театрализованные "праздники виноградарей".
С сер. 19 в. приобретают известность драматург M. Монье, автор "Комедий марионеток" (1871), направленных против европ. монархов, а также Ж. Мю-лозер ("Правильная линия", 1854, "Суп с капустой", 1869, "Мадам Лили", 1875), В. Россель (драма "Да-вель", 1848, посв. нац. герою 18 в.), А. Рибо ("Юлия Альпинула", 1893).
В 1879 в Женеве был открыт "Гран театр", построенный по образцу т-ра "Гранд-Опера" в Париже (здание сгорело в 1951).
В конце 19 - нач. 20 вв. появляются (впервые на франц. яз.) фестшпили - "праздничные действа" - "Невшатель Швейцарский" Ф. Годе (1898), "Народ в Во" А. Варнери (1903). Влияние символизма, начавшего развиваться в Швейцарии в конце 19 в., сказалось в творчестве Ж. Виолетта, выступившего со стихотворными арлекинадами и фарсами "Жестокая любовь" (1903), "В сумерках", "Господин Изабелла" (оба в 1905).
Наиболее видный деятель Ш. т. и д. 1-й четв. 20 в.- Р. Моракс. Последователь M. Метерлинка, он написал поэтич. драмы "Генриетта" (1908), "Алиенор" (1910), в к-рых сильны символистские мотивы, драмы "Телль" (1914), "Царь Давид" и "Юдифь", основанные на исто-рич. и библейском материале, и др. В 1908 Моракс вместе с братом и композитором Г. Доре организовал т-р "Жора" (Мезьер, близ Лозанны), в к-ром ставились гл. обр. его пьесы (в т. ч. "Мудонская красавица", 1931, с муз. А. Онеггера).
В 1915-22 в Женеве работал франц. режиссёр Ж. Питоев, к-рый пост. здесь спектакли, составившие в дальнейшем основу репертуара его труппы в Париже. '
Распространёнными жанрами Ш. т. и д. 1-й пол. 20 в. являются стилизованные мистерии, а также
"праздничные действа", аллегорич. оратории - "Мистерия об Аврааме" (1916, пост. в старинной церкви Пулли), "Вильгельм Бешеный" (1916, "Т-р комедии", Женева), Ф. Шаванна, "Поющая слава" (1922), "Мора" (1926), "Город на заре" (1941) Г. Рейнольда, "Жертва" Ж. Ж. Гайара (1942) и др. Начиная с 30-40-х гг. большой известностью пользуется творчество драматурга А. Жери; его лучшая пьеса - "Шестой этаж" (1937), переведённая и пост. во мн. странах, в т. ч. в СССР.
Среди швейц. драматургов: Л. Понсе ("Разделение наций", 1939), В. Томи ("Битвы", 1940), Л. Брасле ("Книга жизни", 1932, "Видение в пути", 1933, "Битва до рассвета", 1938), Л. Голи ("Соломенная свадьба", 1956, "Капитан Карагез", 1960).
В 50-е гг. в Лозанне открылись т-ры: "Пти-Шен" {в 1953), "Больё" (в 1954), ежегодно проводятся Меж-дунар. фестиваль (в июне), Фестиваль итал. оперы (октябрь).
С 1935 издаётся журнал "Театральный месяц".
Лит.: Stadier E.,Nef A., Zweihundert Jahre Ber-лег Theater 1700-1953, Bern, 1954. C.B. П.
Театр и драматургия на нем. яз. Драматургия в Швейцарии начала развиваться в эпоху позднего средневековья на основе церковного богослужения. В эпоху Возрождения на швейц. драматургию большое влияние оказало "открытие" античной драматургии, прежде всего - рим. комедии.
Духовные драмы вначале ставились на лат., а с 13 в. и на нем. яз. Театр. представления устраивались во время пасхальных празднеств, масленицы, позднее - на рождество, а также по случаю разл. торжеств и погребений. В 1250 на площади маленького городка Ааргау пост. "Пасхальная игра о Мури" на нем. яз. о смерти и, воскресении Христа.
На рубеже 15-16 вв., в эпоху религиозных распрей, религиозно-политич. сатиры, пьесы с библейскими и античными сюжетами использовались как средство борьбы между католиками и протестантами. Большинство этих пьес написано простым языком, понятным для зрителей из народа.
Наиболее известный драматург 16 в.- П. Генген-бах, автор пьесы "Старый швейцарец" (1514), в к-рой осуждается швейц. молодёжь, служащая ради обогащения в иностр. войсках. Большую известность приобрела также его пьеса "Десять возрастов" (1515, Базель), обличающая ложь и обман. Генгенбаху принадлежит и пьеса "Пожиратели мертвецов" (1521 или 1522), направленная против пороков духовенства.
Пьесы видного драматурга Н. Мануэля "О папе и его пасторах", "О разнице между папой и Христом" (1523, Берн) проникнуты ненавистью к церковникам. Нар. лукавство, юмор характерны для его пьесы "Коробейник" (1525) о мелком плуте, к-рый пытается обмануть крестьян.
В 1512 пост. в Альтдорфе первая швейц. светская пьеса на нем. яз. "Игра о Телле", приписываемая В. Компару, герой к-рой Вильгельм Телль призывает народ к восстанию против фогтов и тиранов. В 1514 в Цюрихе пост. пьеса "О старых и молодых швейцарцах", приписываемая Б. Шпроссу. Это первая швейц. драма на нем. яз., сюжет к-рой основан на событиях современности. Цюрихский драматург Я. Руф использовал пьесу Шпросса в работе над своей пьесой "Кузен Генрих, или О благополучии и упадке Швейцарии" (1539). Среди известных швейц. драматургов 16 в.- Г. Буллингер, автор пьесы "Лукреция и Брут" (1526, Базель), призывавшей бороться с тиранами, 3. Блец, написавший фарс "Маркольф" (1546) о хитром и ловком крестьянине, к-рый побеждает в споре с царём Соломоном. Одним из лучших драматургов, работавших в жанре комедии, был Т. Штиммер, автор "Сатирических сцен из жизни молодожёнов" (ок. 1580).
В 17 в. протестантское духовенство запретило пост. спектаклей в Цюрихе и др. городах. В связи с религиозными войнами драматургия и театр. иск-во пришли в упадок. Среди немногих драм. произв. 17 в.- "О борьбе горациев и куриациев..." И. Веттера (1654), "Пьеса о трёх королях" И. П. Шпихтига (1654), "Печальные мысли христианской души под именем Гугиофиле о страшных страданиях и смерти Христа" (1678, г. Цуг).
В 18 в. получило распространение любительское театр. иск-во. Жители деревень и городов разыгрывали пьесы о смерти и воскресении Христа, ставили "Пьесу о трёх королях", "Антихрист и страшный суд" Ф. Севера. Большим успехом пользовались пьесы на библейские сюжеты Г. Рица.
В 1801 был создан проф. т-р в Санкт-Галлене. Во 2-й пол. 19 в. крупным явлением швейц. драматургии было творчество И. В. Видмана, в пьесах к-рого утверждались демократич. идеи: "Ифигения в Дельфах", "Эразм Роттердамский" (обе в 1865), "Арнольд Бре-шианский" (1867). На рубеже 19-20 вв. известностью пользовался драматург А. Отт, автор историч. драм и трагедий: "Агнесса Бернауэр" (1889), "Розамунда" (1892), "Карл Смелый и союзники" (1896). К драматургии обращался писатель, поэт К. Шпитлер, написавший драмы "Парламентарий" (1889), "Скупой" (1892).
В 19 в. происходило дальнейшее развитие нар. т-ра. Ставились фестшпили, сюжеты к-рых были основаны на событиях отечеств, истории, нар. легендах и преданиях. Как правило, они были написаны на одном из швейц. диалектов, ставились в дни торжественных праздников (победа швейц. кантонов над иноземными завоевателями, объединение кантонов, основание городов и т. п.). В пост. фестшпилей участвовали только любители. Наиболее значит, представления состоялись в 1886 (500-летие битвы при Земпахе), 1891 (600-летие основания г. Берна).
В годы господства гитлеризма в Германии выделялось творчество драматургов X. Мюлештейна ("Безбожники", 1932, Базель), Я. Бюрера ("А другого пути нет?", 1933), защищавших прогрессивные идеи.
Только после 2-й мировой войны возникли благоприятные условия для развития Ш. т. и д. В сер. 40-х гг. 20 в. начали творч. деятельность крупнейшие совр. швейц. драматурги M. Фриш-"И вот они вновь поют" (1945), "Китайская стена" (1946), "Когда закончилась втшна" (1949), "Бидерман и поджигатели" (1958), "Андорра" (1961) и Ф. Дюрренматт - "Так написано" (1947), "Визит пожилой дамы" (1956), "Физики" (1960), "Метеор" (1966) и др. В драматургии Фриша и Дюр-ренматта, близкой по художеств. приёмам зап.-ев-роп. "интеллектуальной драме", или "драме идей", острая антибурж. направленность сочетается с настроениями гуманистич. скептицизма.
Драматурги В. М. Диггельман, О. Штайгер, У. Троллер, М. Шмид обращаются к важным проблемам современности. Нек-рая часть совр. драматургов - Д. Векслер, К. Мангольд, У. Енни, В. Шмидлер - следуют зап.-европ. авангардистским течениям.
Наряду со столицей Швейцарии Берном крупным театр. центром является Цюрих. В этом городе работает "Шаушпильхауз" - ведущий швейц. т-р (осн. в 1908 под назв. "Пфауэнтеатер"), в течение мн. лет (1938-61) возглавлявшийся видным режиссёром О. Вельтерлином. Под его руководством были впервые пост. мн. пьесы Б. Брехта и др. драматургов-антифашистов. Драм. т-ры работают также в Люцерне, Базеле.
Среди, видных театр. деятелей - О. Эберле, Т. Отто, Л. Линдтберг, X. Гнеков, В. Босхард.
Лит.: Schweizer Theatergeschichte, Zurich, 1914; Ehe r-1 e 0., Theatergeschichte der inneren Schweiz, Konigsberg, 1929; Lang P., Das Schweizer Drama 1914-1944, в кн.:
Jahrbuch der Gesellschaft fur schweizerische Theaterkultur, XIV, Elgg., 1944; S с h о о p G., Das Zurcher Schauspielhaus im zweiten Weltkrieg, Z., 1957. Г. Е.
Музыкальный театр. История оперного творчества и муз. т-ра в Швейцарии начинается позднее, чем в центр, странах Европы. В 18 в. в Люцерне было исполнено неск. зингшпилей Ф. Мейера фон Шауэнзе, включавших элементы швейц. народной музыки ("Посольство с Парнаса", 1746, "Празднество мира", 1751, "Брут", 1753, "Потерянный кошелёк скупца", 1754, и др). Мн. композиторы, уроженцы Швейцарии, не находили возможности для деятельности в своей стране и уезжали в Германию или Францию. Первые оперные спектакли в Цюрихе состоялись в 1788. Оперная труппа Кобервейна из Страсбурга выступила здесь с оперой "Король Теодор в Венеции" Паизиелло (в концертном исполнении). В конце 18 в. были пост. "Армида" Сальери и "Кора" Наумана. В 1820-е гг. ряд опер написал Ф. Шнидер фон Вартензе ("Эстел-ла", 1825, "Фортунат", 1827), затем И. Грейт, А. Мюллер ("Бегство в Швейцарию", 1841, Цюрих), Г. Гёц ("Укрощение строптивой", 1874).
Регулярные оперные спектакли начались в Цюрихе с 1834. В начале 50-х гг. история Цюрихского т-ра связана с именем Р. Вагнера, дирижировавшего в т-ре в сезон 1850-51, а р 1852 под его управлением была пост. опера "Летучий голландец" (показанная затем в Лозанне и Женеве). С тех пор оперы Вагнера заняли прочное место в репертуаре Цюрихского т-ра. С конца 50-х гг. 19 в. в Цюрихе ставятся оперы Верди, с конца 19-7 нач. 20 вв.-оперы Сметаны, Леонкавалло, Масканьи, Сен-Санса, Р. Штрауса.
В 1834 открылся Муниципальный т-р в Базеле. Основу репертуара долгое время составляли оперы итал. композите ров. В 1887 был пост. ряд опер Моцарта, в 1892 - "Тристан и Изольда" Вагнера. В 20 в. в репертуаре базельской оперной труппы значит, место заняли произв. Пуччини, Р. Штрауса ("Арабелла", под упр. автора, 1934), ставились оперы Г. Губера ("Симплициус", 1912, "Дары моря", 1918).
В конце 19-20 вв. на сцене Цюрихского т-ра поставлены оперы швейц. композиторов: "Весна мира" (1894), "Кудрун" (1896) Г. Губера, "Ильзебилль" Ф. К лозе (1903), "Ратклиф" (1916), "Приключения Казано вы" (1925) Ф. Андре, оперы О. Шёка (от раннего зингшпиля "Эрвин и Эльмира", 1916, до "Пентесплеи", 1927, и "Замка Дюранд", 1943), И. Г. Давида, П. Мориса и др. В 20-30-е гг. здесь были пост.: "Юдифь" (1927), "Амфион" (1933) Онег-гера (швейцарца по происхождению), "Сердце" Пфитц-нера (1931), "Воццек" А. Берга (1932), "Леди Макбет Мценского уезда" Шостаковича (1935), "Матис-жи-вописец" Хиндемита (1938). В 1941 здесь была пост. "Жанна д'Арк на костре" Онеггера, в 1945 впервые в Европе исп. "Порги и Бесс" Гершвина. В 1957 состоялась премьера оперы Шёнберга "Моисей и Аарон". Т-р пост. оперы швейцарских композиторов: "Волшебный остров" Г. Зутермейстера (1942), "Волшебный напиток" Ф. Мартена и др. Среди пост. Муниципального т-ра 1950: "Питер Граймс", "Поругание Лукреции", "Опера нищих" Бриттена и др.
В т-ре работали: дирижёры - Ф. Абт, Г. фон Бю-лов и др.; реж.- Э. Ройкер и др. В 1947-56 т-ром руководил Г. Циммерман.
Оперные спектакли ставятся гастрольными труппами и в др. городах Швейцарии. В Гор. муниципальном т-ре Берна наряду с драматич. спектаклями идут оперы и оперетты (гл. дирижёр т-ра - Н. Эшбахер). В Санкт-Галлене оперные спектакли ставились с 1803, в Люцерне -с 1839 (здесь пост. ряд швейцарских опер, в т. ч. "Завещание" В. Верли, 1934), в Лозанне - с 1871, в Женеве - с 1879 ("Гранд т-р", где в 1958 была пост. опера "Месье Жабо" Р. Вюатаза).
На развитие швейцарской оперы оказали влияние нар. празднества-фестшпили (Festspiel), связанные с традициями нар. хоровой музыки и ведущие своё начало с 1886. Эти празднества происходили на открытом воздухе с участием нар. масс и были приурочены к особо торжеств, датам (1891, торжество в честь семисотлетия города Берна с музыкой К. Мунцигера, и др.).
Совр. оперное творчество Швейцарии представлено именами: Ф. Мартен ("Буря", 1956), В. Буркхард ("Чёрный паук", 1949), Г. Зутермейстер, Р. Либерман ("Леонора 40-45", 1952, "Пенелопа", 1954, "Школа жён", 1955), X. Хауг ("Орфей", 1954, Париж, "Зеркало Агриппины", 1954), А. Шиблер, Р. Обусье ("Амфитрион", 1951, Берлин). Оперное творчество этих композиторов тесно связано с муз. жизнью Германии и Франции.
Лит.: R u e g g R., Die ersten 50 Jahre des Zuricher Stadttheater (1834-1884)" Z., 1925; W eis s F., DHS Basier Stadttheater, Basel, ['1934]; G у s i F., R. Wagner und die Schweiz, Frauenfeld-Lpz., 1929; Merlan W., Basels Musikleben im 19. Jahrhundert, Basel, 1920; В е с k e r G., La musique en Suisse..., Gen., 1923; С h e r b u l u i e z A. E., Die Schweiz in der deutschen Musikgeschichte, Lpz., 1932, E b e r l e 0., Theatergeschichte der inneren Schweiz, Konigsberg, 1929; Schweizer Musikbuch. Hrsg. von W. Schul), Bd 1-2, Z., 1939; Schuh W., Schweizer Musik der Gegenwart. Kritiken, Essays, Ansprachen, Z., 1948; К о l l e r E., F. J. L. Meyer von Schauensee, sein Leben und seine Werke, Frauenfeld-Lpz., 1922; Theater im Zurich. 125 Jahre Stadttheater, Z., 1959; Refardt E., Musik in der Schweiz, Bern, 1952. Ал. М.

Найти все значения ШВЕЙЦАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Д:

ШВЕЙЦАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Д - это ...

Толкование ШВЕЙЦАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Д

Определение ШВЕЙЦАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Д

ШВЕЙЦАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Д означает ...

Синоним к ШВЕЙЦАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Д

Реферат на тему ШВЕЙЦАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Д



Мы будем признательны Вам, если Вы разместите ссылку на нашу страницу:
На блоге


На форуме (bb-код):


Код нашей кнопки:
ШВЕЙЦАРСКИЙ ТЕАТР И ДРАМАТУРГИЯ. Д


Прямая ссылка на эту страницу


//ССЫЛКИ БЫЛИ ТУТ

Все словари

Словарь Ожегова
Словарь Даля
Словарь Ушакова
Словарь церковных терминов
Энциклопедия юриста
Современный толковый словарь
Словарь психиатрических терминов
Словарь лекарственных трав
Современный словарь
Энциклопедия относительного и абсолютного знания
Энциклопедия мировых сенсаций XX века том 1-2
Энциклопедический справочник стран
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь русской цивилизации
Энциклопедический словарь конституционного права
Словарь синонимов
Словарь воровского жаргона
Теософский словарь
Энциклопедический справочник стран и столиц
Энциклопедия чудес
Золотая книга эмиграции
Театральная энциклопедия
Сто великих изобретений
Полный словарь медицинских терминов
Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку
Kladr
Новейший философский словарь
Словарь по политологии
Философский энциклопедический словарь
Энциклопедия третьего Рейха
Казачий словарь-справочник
Энциклопедия значений имен
Энциклопедия обрядов и обычаев
Энциклопедия. История философии
Энциклопедия. Мифы древнего Египта

Ваши пожелания


© 2018 slovco.ru Словцо Контакты Rambler's Top100

s1 s2 s3 s4 s5 s6 s7 s8 s9 s10 s11 s12 s13 s14 s15 s16 s17 s18 s19 s20 s21 s22 s23 s24 s25 s26 s27 s28 s29 s30 s31 s32 s33 s34 s35 s36 s37 s38 s39 s40 s41 s42 s43 s44 s45 s46 s47 s48 s49 s50 s51 s52 s53 s54 s55 s56 s57 s58 s59 s60 s61 s62 s63 s64 s65 s66 s67 s68 s69 s70 s71 s72 s73 s74 s75 s76 s77 s78 s79 s80 s81 s82 s83 s84 s85 s86 s87 s88 s89 s90 s91 s92 s93 s94 s95 s96 s97 s98 s99 s100 s101 s102 s103 s104 s105 s106 s107 s108 s109 s110 s111 s112 s113 s114 s115 s116 s117 s118 s119 s120 s121 s122 s123 s124 s125 s126 s127 s128 s129 s130 s131 s132 s133 s134 s135 s136 s137 s138 s139 s140 s141 s142 s143 s144 s145 s146 s147 s148 s149 s150 s151 s152 s153 s154 s155 s156 s157 s158 s159 s160 s161 s162 s163 s164 s165 s166 s167 s168 s169 s170 s171 s172 s173 s174 s175 s176 s177 s178 s179 s180 s181 s182 s183 s184 s185 s186 s187 s188 s189 s190 s191 s192 s193 s194 s195 s196 s197 s198 s199 s200 s201 s202 s203 s204 s205 s206 s207 s208 s209 s210 s211 s212 s213 s214 s215 s216 s217 s218 s219 s220 s221 s222 s223 s224 s225 s226 s227 s228 s229 s230 s231 s232 s233 s234 s235 s236 s237 s238 s239 s240 s241 s242 s243 s244 s245 s246 s247 s248 s249 s250