Поиск по сайту  


Театральная энциклопедия :



Толкование А. О


А. Одри, К. Шугар противостояли своим творчеством развлекательно-бурж. направлению, пропагандировали классич. репертуар. Актёры и режиссёры А. Хорват, Ф. Хонт, X. Гобби, Т. Майор участвовали в работе "Независимой сцены" (г. Сегед) и рабочих самодеятельных кружков.
В 1945 с первых дней освобождения Венгрии от фашизма ведущий театр. коллектив страны - Нац. т-р в Будапеште, встал на сторону нар. власти. Руководство этим т-ром перешло к актёру и режиссёру Т. Майору, сплотившему коллектив талантливых актёров и режиссёров старшего и младшего поколений, развивающих прогрессивные традиции нац. театр. иск-ва. В 1949 все т-ры Венгрии были национализированы. В репертуар т-ров вошли произв. мировой и отечественной классики (пьесы Шекспира, Мольера, Островского, И. Катоны, М. Вёрёшмарти, И. Мадча). Т-ры ставят пьесы совр. венг. драматургов - Э. Урбана, Д. Ийеша, Л. Немета, И. Шаркади, Л. Мештерхази, И. Дарваша и др. Большое влияние на утверждение реалистич. традиций в В. т. оказали постановки пьес М. Горького, в частности "Егор Бу-лычов и другие" (1947; Нац. т-р, А. Шомлаи в заглавной роли). Театр. выразительностью и идейной глубиной характеризуются спектакли реж. К. На-дашди, Т. Майора и Э. Геллерта (постановки пьес Шекспира, Шиллера, Островского, Чехова, Горького; венг. драматургов Ж. Морица, Д. Ийеша и др.).
Среди режиссёров нового поколения - Э. Мартон, О. Адам, И. Казан, К. Казимир, М. Синетар, Л. Ва-мош, развивающие лучшие традиции венг. театр. иск-ва (спектакли: "Рюи Блаз" Гюго, "Электра" Бор-немиссы, "Дачники", "Оптимистическая трагедия";
"Люди из Пешта" Мештерхази, "Такая любовь" Ко-гоута, "Визит старой дамы" Дюренматта и др.).
Среди крупнейших венг. актёров: X. Гобби, М. Рат-каи, Ф. Бешшенъеи, 3. Варконъи, Э. Булла, К. Толь-паи, К. Латабар, К. Фелеки, Л. Башти, А. Текеш, А. Месарош, М. Терёчик, Т. Майор, Э. Шуйок, Ю. Шинкович, Л. Унгвари.
В Венгрии работает 40 т-ров, из к-рых 12 находятся в Будапеште; наиболее значительные - Нац. т-р, "Вигсинхаз", Т-р им. Мадача, Т-р им. Йожефа. В 1959 открыт учебный т-р им. Одри при будапештском Ин-те театра и кино, готовящем кадры актёров и режиссёров. Больших успехов добились периферийные т-ры (Нац. т-ры в гг. Сегед и Печ, Передвижной т-р им. Дерине и др.). За пределами Венгрии т-ры на венг. языке работают в Румынии; крупнейший из них - т-р в г. Тыргу-Муреш (центр Венгерской авт. области в Трансильвании). Разработкой вопросов театр. иск-ва, систематизацией материалов и документов по 'истории нац. и зарубежного т-ра занимается н.-иссл. ин-т т-ра (Будапешт). А. Гер.
Музыкальный театр в Венгрии зарождается во 2-й пол. 18 в. Первые оперные спектакли даются на нем., итал. языках в Буде, Пеште и др. городах, а также в замках крупнейших магнатов. В конце 18 - нач. 19 вв. иностр. труппами были пост. "Волшебная флейта" (1793) и "Дон Жуан" (1797);
"Фиделио" (1816), "Севильский цирюльник" (1820) и др. оперы. В этот же период возникают первые венг. нац. муз.-драм. спектакли. Непосредственными предшественниками нац. оперы были пьесы И. Чоко-наи-Витеза, Биллишича (в т. ч. "Козлиное мясо", 1765) и др.
Первый венг. оперный спектакль - "Герцог Пикко и Ютка Пержи" И. Чуди был поставлен в Буде (1793). Затем появились оперы нац. композиторов: "Дьёрдь Черни" Г. Матраи (1812), "Выборы короля Матиаша" И. Хейниша и Д. Арнольда (1832), "Аурелия" (1842) и "Хитрость" (1839) А. Бартаи, "Искатели клада из Выше град а" М. Рожавёльдьи и др. Многие из них ставились в Буде, Пеште и в др. городах силами любителей. Особый успех имела опера И. Ружички "Бегство Белы", пост. в 1824-36 в Марошвашархее, Пеште, Буде, Сабадке, Пече, Мишкольце, Сегеде, Темеш-варе, Секешфехерваре, Дыоле, Кишмартоне, Сенте и Дебрецене. Успех первых венг. опер объясняется стремлением их авторов к широкому использованию нац. мотивов и элементов фольклора, в т. ч. нар. музыки стиля "вербункош". В то же время оперы эти во многом следовали зап.-европейским оперным образцам. . Начиная с 1837 центром муз. культуры страны становится открытый в Будапеште Национальный театр. на сцене к-рого наряду с драматическими ставятся и оперные спектакли. 2-я четверть 19 в.-период бурного роста нац. тенденций в венг. муз. т-ре. Создателем венг. оперы был композитор и дирижёр Ф. Эркелъ. В 1840 на сцене Нац. т-ра была пост. его первая опера "Мария Батори", а вслед за ней остальные сочинения, среди к-рых наибольшее значение имели "Ласло Хунья-ди" (1844), "Ванк-баш (1861), "Король Иштван" (1885) и др. Венг, общественность с энтузиазмом приняла ярко национальные, романтич. оперы Эр-келя, воспевавшие патриотич. освободит, движение, отличавшиеся своеобразием муз. колорита и мелодич. богатством. Наряду с операми Эркеля в репертуаре оперных т-ров 2-й пол. 19 в. значит, место начинают занимать произв. М. Мошонъи, К. Терна, Ф. Доплера, Д. Часара, И. Богнара, К. Хюбера, Е. Хубая, а также трансильванских композиторов Ш. Брехта и К. Агхази. К концу 19 в. широкую известность приобрёл также К. Голъдмарк.
Развитие венг. оперной школы способствовало выдвижению ряда талантливых оперных артистов. Важную роль в развитии оперы и пропаганде нац. муз. фольклора сыграла солистка Национального т-ра М. Базилидес. Оперное иск-во начинает пользоваться всё большей популярностью в широких массах венг. народа. В 1884 в Будапеште было открыто новое специально построенное для оперы здание. В последующие десятилетия т-р успешно развивается, становясь центром нац. муз. культуры. Однако как до образования самостоят, венг. государства, так и в бурж. республике оперный т-р не был нар. достоянием, не получал необходимой поддержки и материальной помощи.
Крупнейшие представители венг. музыки 20 в. Б. Барток и 3. Кодай внесли значит, вклад в развитие муз. т-ра и прежде всего оперы. Нар. опера Кодай "Хари Янош", пост. в 1926 на сцене Оперного т-ра в Будапеште, знаменовала собой новый этап в развитии муз. т-ра страны. Важной вехой в истории т-ра была также пост. оперы Кодай "Секей-ская прядильня" (1932) и оперы "Витязь Янош" П. Качо, написанной по мотивам одноимённой поэмы Ш. Петёфи.
Установление в Венгрии нар. -демократич.строя явилось переломным моментом в истории венг. оперы. Т-ры страны пользуются широкой поддержкой социали-стич. гос-ва. На сценах т-ров ставятся классич. и совр. оперы, лучшие произв. композиторов народной Венгрии, сов. композиторов. Для работы Оперного т-ра в Будапеште - ведущего т-ра страны, характерно сохранение и развитие лучших традиций реалистич. оперного иск-ва.
Среди совр. венг. композиторов: Ф. Фаркаш (ко-мич. опера "Волшебный шкаф"), П. Кадоша (комич. опера "Приключение в Хусте") и Е. Кенешшеи (опера "Золото и женщина", пост. в Будапеште в 1934; сохраняется в репертуаре т-ров). К композиторам молодого поколения принадлежат Д. Рааки (опера "Платье короля Помаде"), Т. Польгар (опера "Сваты") и др. В репертуаре т-ра сохраняются классич. оперы:
"Банк-бан" Эркеля, "Хари Янош" Кодай, "Борис
Годунов", "Евгений Онегин", "Хованщина", "Князь Игорь", "Травиата", "Севильский цирюльник" и др. Т-р воспитал плеяду талантливых исполнителей: певцов - М. Се.кей, И. Палло, Т. Удварди, Д. Мелиш, Е. Шиманди, О. Малецки, Л. Ямбор, Я. Фодор, Э. Рослер, Д. Лошонци, Р. Илошфальви, И. Йовиц-ки; певиц - М. Дъюркобич, М. Тисаи, К. Паланкаи, Ю. Орос, М. Матъяги, Ш. Генчи, Е. Халас, Ю. Ош-ват и др. Руководит т-ром дирижёр Я. Ференчик; гл. реж. К. Надагиди; дирижёры В. Комор, М. Лу-кач, А. Короди, режиссёр и художник Г. Олах, художники Т. Марк, 3. Фюлёп и др. Т-р неоднократно гастролировал за рубежом, в т. ч. в СССР (в 1958). Наряду с Оперным т-ром в Будапеште работают оперные т-ры в Сегеде и Дебрецене. В репертуаре Сегедского нац. т-ра - оперы Моцарта, Пуччини, Чайковского и др. Т-р обладает сильным коллективом исполнителей (певец М. Сябо и певица Ш. Молъдован). Театр им. Чоконаи в Дебрецене имеет в своём составе муз. и драм. труппы. Осуществил пост. опер и оперетт, в т. ч. "Отелло", "Кармен", "Банк-бан" и др. В труппе т-ра певицы М. Варга, Е. Балог, И. Ханкиш, певец М. Л отар. В ряде городов Венгрии, не имеющих постоянных оперных т-ров, выступают передвижные оперные труппы. Широко развита также сеть самодеятельных оперных коллективов.
Оперетта. Нар. муз. комедия зародилась в Венгрии как самостоят, жанр в первые десятилетия 19 в., когда бродячие актёры стали включать в свои программы своеобразные муз. представления, используя в них нар. песни и танцы. Муз. спектакли "Ан-дял Банди" и "Зёльд Марци" повествовали о борьбе за свободу. В 30-40-х гг. 19 в. возникает жанр т. н. "народной пьесы", в к-рой также значит, место занимают музыка, пение и танцы. К середине века этот жанр получает всё большее распространение. Популярность его обусловливалась обращением авторов к сюжетам из жизни простого народа, доступностью и нац. характером музыки. В открытых в 1861 в Буде, а в 1875 в Пеште "Народных театрах" ставились комедийные представления с музыкой композиторов И. Сердахейи, К. Шимонфи и др. В этом жанре выступали актёры Л. Блаха и И. Ти-мар. В 60-х гг. 19 в. в репертуар начинают включаться оперетты, вытеснившие жанр "народных пьес", пришедший к концу века в упадок. Отдельные элементы этого жанра сохранились в оперетте. Первые венг. оперетты - "Сельский кантор" Аллага (1862), оперетты И. Конти - одного из виднейших представителей этого жанра, носили следы подражания франц. образцам. В конце 19 в. появляются крупные композиторы, благодаря к-рым венг. оперетта получает мировое признание,- Ф. Легар и И. Кальман. Их оперетты составили основу репертуара многочисленных венгерских опереточных трупп, возникших в конце 19 - нач. 20 вв. В 1925 в Будапеште был создан постоянный т-р оперетты. В эти годы появилась большая группа венг. композиторов, успешно работавших в жанре оперетты: Якоби, Сирмаи, Бутькаи, Хуска, для творчества к-рых характерен интерес к нац. тематике и фольклору. Начало обновления оперетты было положено композитором П. Качо в его комич. опере "Витязь Янош", основанной на нар. мелодиях. Эта опера оказала влияние на дальнейшее развитие жанра оперетты. Венг. композиторами создан ряд оперет, в т. ч. "Чином Палко" Ф. Фаркаша, "Приключения в Хусте" П. Кадоша, "Пёстрый телёнок" О. Винце, "Где-то на юге", "Отель Палота" Т. Броди, "Золотая звезда" Секея, "Шпага и любовь", "Государственный универмаг" Я. Керекеша, "Две любви" Феньеша, "Селиштейские кумушки" И. Шаркёзи, "Три весны" Л. Лайта и Д. Келлера и др. Все эти оперетты ставятся на сценах венг. т-ров. Т-р оперетты в Будапеште с 1949 получил наименование Национального. Наряду с венг. опереттами т-р ставит лучшие иностранные, в т. ч. советские, оперетты. С 1954 работает филиал театра, носящий имя Л. Блаха. Муз. комедии и оперетты ставятся и в др. городах страны:
Дьёре (Т-р им. Кишфалуди), Пече (Национальный т-р), Сольноке (Т-р им. Сиглигети) и др. В Венгрии сложилась актёрская школа жанра оперетты, отличающаяся тонким чувством стиля, лёгкостью, непринуждённостью перехода от буффонады и гротеска к лирич. и драматич. эпизодам, высоким вокальным мастерством, прекрасным чувством ритма. Среди представителей этой школы актёры: X. Хонти К. Латабар, К. Фвлеки, Р. Ратонъи, Э. Партоги, М. Немет; режиссёры М. Синетар, Д. Секей и др. В провинциальных т-рах работают: Я. Силл, К. Яношши (Дьёр), М. Та-кач, И. Ланг (Печ), Б. Бенкё, М. Карачоньи (Соль-нок) и др. В 1948 при Высшей театральной школе открыты отделение и студия для подготовки актёров оперетты. Л. М., В. И.
Балет. Профессиональное хореографич. иск-во возникает в Венгрии во 2-й пол овине 19 в. Ставились гл. обр. одноактные балеты и дивертисменты; состав труппы балета не превышал 40-50 чел. Венг. композиторы почти не уделяли внимания балетному жанру.
В начале и особенно в 20-30-х гг. 20 в. выдвигается ряд талантливых балетных исполнителей и постановщиков-балетмейстеров, заложивших основы венг. нац. хореографии. Одним из первых выдающихся балетмейстеров Венгрии был Р. Б'рада, поставивший балет "Священный факел" Донаньи(1934) на сказочный сюжет и (совм. с А. Милошем) патриотич. балет "Куруцкая сказка" на музыку 3. Кодай (1935). Позднее развёртывается деятельность балетм. Харангозо. В 30-х гг. в венг. муз. т-ре формируется сильная труппа кордебалета, появляются талантливые солисты. Однако в репертуаре господствуют постановки, носящие фор-малистич. характер и отличающиеся экзотикой, стилизацией, ложной помпезностью.
Бурное развитие венг. нац. балета началось после установления народно-демократич. строя. В балетную труппу будапештского т-ра вошли новые талантливые артисты, значит, помощь в подготовке к-рых оказали советские мастера хореографии. Балетная школа, созданная в Будапеште при Нац. т-ре, регулярно пополняет состав муз. т-ров страны. Больших успехов добился балетный коллектив оперного т-ра, состав труппы увеличился до 120 чел. Если в первых пост. т-ра, осуществлённых после освобождения страны, ещё сказывалось влияние модернизма ("Голубая рапсодия", "Будапештский карнавал"), то в дальнейшем труппа следовала традициям классич. хореографии, обогащая их элементами нац. муз. и танцевального фольклора. К числу лучших пост. т-ра наряду с классическими относятся первые нац. балеты, в т. ч. "Платочек" (1951) и "Песня о Бихари" (1954) Е. Кенешшеи. В венг. т-рах идут также нац. балеты "Деревянный принц" и "Чудесный мандарин" Бартока, "Лукавые солдаты" (Будапешт), "Ацис и Галатея" Ф. Фаркаша (Сегед) и др. Среди артистов венг. балета: Г. Лакатош, Ж. Куп, К. Ургаи, Д. Чинади, В. Фюлёп, Д. Фюлеки, Ф. Хаваш, Ю. Аркош, Д. Роксин и др. Балетную труппу Национального театра возглавляет балетм. Д. Харангозо.
Кукольный театр. В Венгрии в нар. обряды входили выступления кукольников. Кукольные представления на ярмарках устраивали иностр., гл. обр. нем. кукольники. Во 2-й пол. 19 в. пост. первые кукольные спектакли на венг. яз. В 80-х гг. 19 в. постоянным героем кукольных представлений стал Витез Ласло, сменивший нем. Касперле. Вскоре появился и другой постоянный персонаж - Паприка Янчи (Иванушка-Перец).
В 1911 был организован первый т-р кукол, работавший до 1-й мировой войны. В 1919-25 регулярные кукольные представления устраивал Г. Блатнер. Начиная с этого времени предпринимался ряд попыток создать постоянные т-ры кукол, однако эти т-ры существовали недолго. В 1947 в Будапеште был основан т-р "Мешебарланг" ("Пещера сказок"), носящий с 1949 наименование "Венгерский государственный театр кукол". Этот т-р ставит спектакли для детей и взрослых. В Венгрии широко развита сеть самодеятельных кукольных коллективов, работой к-рых руководит Гос. ин-т нар. иск-ва. А. Ф.
Цирк. Истоки венгерского цирка - в нар. театрализованных спортивных играх (гл. обр. конных). Единственным стационарным цирком бурж. Венгрии был Большой цирк в Будапеште. Существовало несколько мелких передвижных частных цирков. В Будапеште преимущественно гастролировали иностр. артисты.
После установления народно-демократич. власти началось развитие нац. циркового иск-ва. В 1947 создан профсоюз венг. цирковых артистов. В 1949 цирки были национализированы. В 1950 создана школа циркового иск-ва. В 1954 - управление по делам цирков. Среди артистов венг. цирка Я. Гинае (баланс на трапеции под куполом цирка), Шнейдер (акробаты на першах), Виллам (жонглёр), Сегеди (дрессировщик львов). В 1958 артисты венгерского цирка показывали свою программу в Москве. М. Зон.
Лит.: Bayer J., A nemzeti jatekszin tortenete, kot. 1-2, Bp., 1887; V a li В., Magyar szineszet tortenete, Bp., 1887; Ferenczi Z.,A Kolozsvari szineszet es szinhaz torte-nete, Kolozsvar, 1897; Deryne Szeppataki R. Deryne naploja, kot.l-3,Bp., 1957; Jaszai Mari irasai, Bp., 1955; Karpa-ti A., Szinhaz, Bp., 1959; H o rany i M., Eszterhazi v4?assasrok, Bp., 1959; Гершкович А. А., Венгерский театр. в кн.: История западноевропейского театра, под общей ред. С. С. Мокульского, т. 2, М., 1957; Венгрия..., Будапзшт, [1960], с. 387-406 (Театр); H o rany i M., Das Esterhazysche Feenreich. Beitrag sur ungarlandischen Theatergeschichte des 18. Jahrhunderts, Bp., 1959.

Найти все значения А. О:

А. О - это ...

Толкование А. О

Определение А. О

А. О означает ...

Синоним к А. О

Реферат на тему А. О



Мы будем признательны Вам, если Вы разместите ссылку на нашу страницу:
На блоге


На форуме (bb-код):


Код нашей кнопки:
А.    О


Прямая ссылка на эту страницу


//ССЫЛКИ БЫЛИ ТУТ

Все словари

Словарь Ожегова
Словарь Даля
Словарь Ушакова
Словарь церковных терминов
Энциклопедия юриста
Современный толковый словарь
Словарь психиатрических терминов
Словарь лекарственных трав
Современный словарь
Энциклопедия относительного и абсолютного знания
Энциклопедия мировых сенсаций XX века том 1-2
Энциклопедический справочник стран
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь русской цивилизации
Энциклопедический словарь конституционного права
Словарь синонимов
Словарь воровского жаргона
Теософский словарь
Энциклопедический справочник стран и столиц
Энциклопедия чудес
Золотая книга эмиграции
Театральная энциклопедия
Сто великих изобретений
Полный словарь медицинских терминов
Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку
Kladr
Новейший философский словарь
Словарь по политологии
Философский энциклопедический словарь
Энциклопедия третьего Рейха
Казачий словарь-справочник
Энциклопедия значений имен
Энциклопедия обрядов и обычаев
Энциклопедия. История философии
Энциклопедия. Мифы древнего Египта

Ваши пожелания


© 2019 slovco.ru Словцо Контакты Rambler's Top100

s1 s2 s3 s4 s5 s6 s7 s8 s9 s10 s11 s12 s13 s14 s15 s16 s17 s18 s19 s20 s21 s22 s23 s24 s25 s26 s27 s28 s29 s30 s31 s32 s33 s34 s35 s36 s37 s38 s39 s40 s41 s42 s43 s44 s45 s46 s47 s48 s49 s50 s51 s52 s53 s54 s55 s56 s57 s58 s59 s60 s61 s62 s63 s64 s65 s66 s67 s68 s69 s70 s71 s72 s73 s74 s75 s76 s77 s78 s79 s80 s81 s82 s83 s84 s85 s86 s87 s88 s89 s90 s91 s92 s93 s94 s95 s96 s97 s98 s99 s100 s101 s102 s103 s104 s105 s106 s107 s108 s109 s110 s111 s112 s113 s114 s115 s116 s117 s118 s119 s120 s121 s122 s123 s124 s125 s126 s127 s128 s129 s130 s131 s132 s133 s134 s135 s136 s137 s138 s139 s140 s141 s142 s143 s144 s145 s146 s147 s148 s149 s150 s151 s152 s153 s154 s155 s156 s157 s158 s159 s160 s161 s162 s163 s164 s165 s166 s167 s168 s169 s170 s171 s172 s173 s174 s175 s176 s177 s178 s179 s180 s181 s182 s183 s184 s185 s186 s187 s188 s189 s190 s191 s192 s193 s194 s195 s196 s197 s198 s199 s200 s201 s202 s203 s204 s205 s206 s207 s208 s209 s210 s211 s212 s213 s214 s215 s216 s217 s218 s219 s220 s221 s222 s223 s224 s225 s226 s227 s228 s229 s230 s231 s232 s233 s234 s235 s236 s237 s238 s239 s240 s241 s242 s243 s244 s245 s246 s247 s248 s249 s250