Поиск по сайту  


Философский энциклопедический словарь :



Толкование АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - общее название философии Северной Америки и латиноамер. стран. Наряду с влиянием, оказываемым на нее западной философией, расхождения, имеющиеся в философии этих стран, обуславливаются различиями в духовной жизни и государственном устройстве, а также в религиозных верованиях. Основателем североамер. философии можно считать англ. философа Беркли, который жил в Америке в 1728-1731. Во многом благодаря ему были заложены основы идеалистически-теистической философии, т. н. "новоангл. теологии", на которой сказалось сильное влияние Библии. Наиболее значительный мыслитель этой группы - Джонатан Эдуарде. На рубеже 18 и 19 вв. в США проникает философия просветителей, воплотившись в этическом рационализме Бенджамина Франклина и в религии разума Томаса Пейна (1737-1809). Духовные устремления первых двух эпох амер. философии объединяются в художественно-поэтическом мышлении Ралфа Уолдо Эмерсона; сказалось также влияние нем. классиков - поэтов и мыслителей: одно и то же божественное начало господствует в природе и человеческой душе, особенно велико его значение для души творчески одаренных людей. Эта философия, известная под названием "трансцендентализм", позднее приняла более идеалистическую форму у Уильяма Тори Гарриса (1835-1909) и у представителей "школы св. Луи", более реалистическую - у Ноа Портера (1811 - 1892) и Гренвила Стэнли Холла. С сер. 19 в. идеалистически-метафизическое направление в амер. философии начинает резко отличаться от направления реалистически-позитивистского. Представители первого, гл. о. под сильным влиянием нем. мыслителя Германа Лотце, исходят из отношения между Богом (Вселенной) и душой (человеком) и развивают персонализм, который представляет мир как цельную сущность с духовно-индивидуальным началом. К этому направлению относятся Джосайя Ройс, Уильям Эрнест Хокинг, Бордэн Паркер Боун (1847 - 1910), ученик последнего Эдгар Шеффилд Брайтмэн, Ралф Тайлер Флюэлинг (род. 1871), И. А. Франквиц (род. 1906) и представители школы т. н. "калифорнийского персонализма". Выразителями идей реалистического позитивизма являются Джеймс Марк Болдуин и один из основателей логистики, Чарлз Сандерс Пирс. С этого времени для амер. философии становится характерным синтез метафизики и позитивизма, начало чему положил Уильям Джемс. Его учение, прагматизм, получило дальнейшее развитие в самых различных направлениях. Видным представителем педагогической школы является Джон Дьюи, на учении которого сказалось сильное влияние франц. философа Конта; к этому же направлению относится и "чикагская школа"; педагогико-психологического течения - Эдуард Ли Торндайк; чисто психологическое развитие прагматизм получил в т. н. бихевиоризме Джона Бродеса Уотсона. Последователи Джемса развивают самостоятельные учения. Против субъективизма и индивидуализма, опасность которых скрыта в прагматизме, был направлен реализм. В духе аристотелевских традиций выступает Фредерик Дж. Э. Вудбридж (1867- 1940), этого же направления придерживаются и некоторые др. философы, входящие в амер. Аристотелевское общество. Во главе неореалистов стоят Алфред Норт Уайтхед, Ралф Бартон Перри и У.П.Монтепо. Артур Лавджой возглавляет направление "критического реализма". Влияние философии жизни Джорджа Сантаяны сильно ослабло. Течение критики культуры представлено Джоном Рандаллом, а история философии - Уиллом Дюраном. Имеется много работ в области экспериментальной психологии (включая психологию животных) и педагогики (см. МакДу галл). Неосхоластика сделала своей трибуной журнал "The New Scholasticism" (основанный в 1927). Обычная характеристика "американизма" мало подходит к амер. философии, в которой наблюдается много спекулятивно-метафизических черт и которая довольно глубоко связана с амер. буднями и политикой дня. На нее значительное влияние оказывает протестант, теология (Тиллих, Нибур и др.). Широко представлена в амер. философии семантика, так же как и ориентирующаяся на социологию, часто окрашенная под социализм этика ценностей. Однако всем этим направлениям угрожает опасность со стороны логистики; противоположное течение представлено ун-том Эмори в Джорджии. Имеются англ, переводы работ Хайдеггера, следовательно, возможно, что философия экзистенциализма проникла также и в США, и в Лат. Америку. В эпоху колониальных и освободительных войн в Лат. Америке многие литераторы, политики и вольнодумцы с восторгом и страстью распространяли и насаждали европеизм. Венесуэлец Андрее Бельо (1781 - 1865), учитель Боливара, сотрудничавший с А. Гумбольдтом, в "Философии рассудка", написанной под влиянием Т. Рида и У. Гамильтона, дал глубокий анализ памяти. Позитивизм (см. Позитивизм философский) начинается с Конта и Спенсера. Кубинец Энрике Барона (1849-1933) считается типичным представителем социологического позитивизма, развиваемого им с натуралистической, антирелигиозной и антиметафизической позиций. В Бразилии Ботэлью ди Магальянш и Мигель Лемос вместе с Бенжаменом Констаном основали религиозный контизм, позитивистскую церковь (1881) и республиканско-революционный орден "Порядок и прогресс", а также разработали политическую конституцию позитивизма. Аргент. философ Хосе Инхениерос (1877-1925) рассматривал область непознаваемого как сферу деятельности будущей метафизики, которая, однако, должна быть построена на гипотезах, правомерных с точки зрения закономерностей логики. В период антипозитивистской реакции бразилец Тобиас Баррето (1833- 1889), который сам сначала был позитивистом, под влиянием Канта и Шопенгауэра пытался соединить механизм с телеологией. Перуанец Деустуа Алехандро (1849 - 1945), который в своем учении выводит эстетические принципы всего существующего из творческой свободы, находился под влиянием идей Краузе, Вундта и Бергсона. К его школе принадлежат такие видные ученые, как О. Миро Квесада, феноменолог Фр. Миро Квесада и выдающийся психолог Онорио Дельгадо. Аргентинец Алехандро Корн (1860-1936), следуя учению Дилыпея, пытался решить проблему необходимости и свободы - при сохранении своеобразия и устойчивости обеих сторон - не как проблему спекулятивную, но практическую. Учение бразильца Раймундо Брито де Фариаса (1862 - 1917) - который, развивая спиритуализм, считал, что целью философии является не преодоление науки, а овладение ею, - имело следствием появление целой школы. Уругваец Карлос Ваз Ферейра в своем соч. "Logica viva" подходит к конкретному как основе всех философских систем. Мексиканец Хосе Васконселос в своей базирующейся на эстетике монистической интерпретации универсума защищает идею амер. духовно-космической расовой общности (raza cosmica americana). Аргентинец Альберто Роухес (1880-1945) считал, что процесс физического становления, в котором отдельные моменты, чередуясь, сменяют друг друга и который носит преходящий характер, с одной стороны, и процесс духовного становления, представляющий собой постоянное взаимодействие отдельных моментов вечности: прошлого, настоящего и будущего, - с другой, нельзя сводить друг к другу. Мексиканец Антонио Касо (1883-1946), на учение которого оказали влияние наряду с Бутру и Бергсоном также и нем. философы, в т. ч. Гуссерль, внес новое в развитие мекс. философии, создав философию жизни и действия. Среди современников этих мыслителей видное место занимает, бесспорно, аргентинец Франциско Ромеро, который, являясь блестящим знатоком современной нем. философии, развивает ее идеи, гл. о. в учении об интенциональности, ценности и трансценденции. Аргентинец Карлос Астрада, ученик Гуссерля, Шелера, Хайдеггера, обогащает Новый Свет идеей экзистенциального риска и усматривает в понятии экзистенциализма "juego" ("игра"), которое образует у него собственную сферу и имеет собственное развитие, почву для метафизических спекуляций. Вопросами философии права в Аргентине занимался Карлос Косио, пытаясь связать учения таких философов, как Кельзен, Гуссерль, Хайдеггер. Среди неосхоластов видное место занимает Измаэл Квилес, который в рамках персонализма как цели экзистенциализма пытается обосновать философию "устойчивости" ("insistencia"), стремясь перебросить, т. о., мост от томизма к Хайдеггеру. Мексиканец Эдуарде Гарсиа Майнес, примыкая к Кельзену и Н. Гартману, исследует проблему значения права и склоняется к логистическому обоснованию его формальной структуры. На философские проблемы права ориентируется также уругваец Хуан Ламбиас де Асеведо, который под влиянием античной и в особенности нем. философской мысли развивает идею ценности как момента бытия сущего наряду с сущностью и существованием и в осознании ничтожности человека видит путь к ее преодолению.

Найти все значения АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ:

АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ - это ...

Толкование АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Определение АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ означает ...

Синоним к АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Реферат на тему АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ



Мы будем признательны Вам, если Вы разместите ссылку на нашу страницу:
На блоге


На форуме (bb-код):


Код нашей кнопки:
АМЕРИКАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ


Прямая ссылка на эту страницу


//ССЫЛКИ БЫЛИ ТУТ

Все словари

Словарь Ожегова
Словарь Даля
Словарь Ушакова
Словарь церковных терминов
Энциклопедия юриста
Современный толковый словарь
Словарь психиатрических терминов
Словарь лекарственных трав
Современный словарь
Энциклопедия относительного и абсолютного знания
Энциклопедия мировых сенсаций XX века том 1-2
Энциклопедический справочник стран
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь русской цивилизации
Энциклопедический словарь конституционного права
Словарь синонимов
Словарь воровского жаргона
Теософский словарь
Энциклопедический справочник стран и столиц
Энциклопедия чудес
Золотая книга эмиграции
Театральная энциклопедия
Сто великих изобретений
Полный словарь медицинских терминов
Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку
Kladr
Новейший философский словарь
Словарь по политологии
Философский энциклопедический словарь
Энциклопедия третьего Рейха
Казачий словарь-справочник
Энциклопедия значений имен
Энциклопедия обрядов и обычаев
Энциклопедия. История философии
Энциклопедия. Мифы древнего Египта

Ваши пожелания


© 2019 slovco.ru Словцо Контакты Rambler's Top100

s1 s2 s3 s4 s5 s6 s7 s8 s9 s10 s11 s12 s13 s14 s15 s16 s17 s18 s19 s20 s21 s22 s23 s24 s25 s26 s27 s28 s29 s30 s31 s32 s33 s34 s35 s36 s37 s38 s39 s40 s41 s42 s43 s44 s45 s46 s47 s48 s49 s50 s51 s52 s53 s54 s55 s56 s57 s58 s59 s60 s61 s62 s63 s64 s65 s66 s67 s68 s69 s70 s71 s72 s73 s74 s75 s76 s77 s78 s79 s80 s81 s82 s83 s84 s85 s86 s87 s88 s89 s90 s91 s92 s93 s94 s95 s96 s97 s98 s99 s100 s101 s102 s103 s104 s105 s106 s107 s108 s109 s110 s111 s112 s113 s114 s115 s116 s117 s118 s119 s120 s121 s122 s123 s124 s125 s126 s127 s128 s129 s130 s131 s132 s133 s134 s135 s136 s137 s138 s139 s140 s141 s142 s143 s144 s145 s146 s147 s148 s149 s150 s151 s152 s153 s154 s155 s156 s157 s158 s159 s160 s161 s162 s163 s164 s165 s166 s167 s168 s169 s170 s171 s172 s173 s174 s175 s176 s177 s178 s179 s180 s181 s182 s183 s184 s185 s186 s187 s188 s189 s190 s191 s192 s193 s194 s195 s196 s197 s198 s199 s200 s201 s202 s203 s204 s205 s206 s207 s208 s209 s210 s211 s212 s213 s214 s215 s216 s217 s218 s219 s220 s221 s222 s223 s224 s225 s226 s227 s228 s229 s230 s231 s232 s233 s234 s235 s236 s237 s238 s239 s240 s241 s242 s243 s244 s245 s246 s247 s248 s249 s250