Поиск по сайту  


Золотая книга эмиграции :



Толкование АЙЦЕВ Борис Константинович


АЙЦЕВ Борис Константинович (29.1.1881, Орел - 26.1.1972, Париж) - прозаик, мемуарист, переводчик. Сын горного инженера, в 1882-94 управляющего рудной конторой на заводах Мальцева в Калужской губернии, с 1898 директора московского завода Ю.Гужона, Детство З. прошло в селе Усты Жиздринского уезда Калужской губернии. В Калуге учился в классической гимназии (1892-94), в 1898 окончил реальное училище и поступил в Московское техническое училище, но первокурсником отчислен за участие в студенческом забастовочном комитете, В 1899 принят в Петербургский горный институт, в 1902, сдав дополнительные экзамены, перевелся на юридический факультет Московского университета (студент до начала 1907). Как писатель дебютировал 15.7.1901 рассказом-эскизом "В дороге" в московской газете "Курьер". После рассказа "Волки" (1902) Л.Андреев ввел З. в кружок московских неореалистов "Среда". Кумир молодого З. А.Чехов, Стиль ранних рассказов - сочетание натуралистического модерна с лирическим преклонением перед тайной мироздания, навеянным чтением пантеистически воспринятого Вл.Соловьева, ощутимо также влияние И.Бунина, с которым З. познакомился в 1902. Период ученичества - открытие Данте, интерес к поискам современников {К.Бальмонт, А.Белый, М.Горький, Ф.Сологуб), частые, начиная с 1904, поездки в Италию - был подытожен переводами произведений Г.Флобера "Искушение святого Антония" (1907) и "Простое сердце" (1910). В первой книге З. - "Рассказы" (СПб., 1906) - отразились юношеские увлечения писателя, но З.Гиппиус сумела выделить главное: "Читая Зайцева - грустишь, но ждешь... Язык простой и круглый..., действительно живописный, иногда очень яркий. Так видел бы природу современный Тургенев... Тургенев без романтизма... и ...без тенденции". Соединение "натурализма" и "символизма" у З. зафиксировал Белый. Г.Чулков ввел З. в 1904 в петербургский журнал "Вопросы жизни". В 1904-8 З. познакомился с Д.Мережковским, А.Блоком, Н.Бердяевым, А.Ремизовым и др., бывал на "Башне" Вяч.Иванова. С 1907 редактор литературно-художественных альманахов издательства "Шиповник". 2.4.1912 обвенчался в Москве с дочерью археолога и нумизмата А. Орешникова - Верой Алексеевной Смирновой. Сборники: "Рассказы" (СПб., 1909), "Рассказы" (СПб., 1911), "Усадьба Ланиных" (М" 1914), "Земная печаль" (М., 1916), "Путники" (М., 19 1 9) составили собрание сочинений, начавшее печататься с 1916 в московском кооперативном "Книгоиздательстве писателей". Написанное за это время получило по преимуществу положительные отзывы Блока, В.Брюсова, Чулкова, Ю.АНхенвальда, В.Гофмана, К.Чуковского и др. И.Одоевцева еще в Петербурге слышала от Гумилева и от Г.Иванова, что "в кругу "аполлоновцев", так строго и пристрастно судивших писателей-москвичей, Бориса Зайцева ценили и уважали...". Исключение составил роман "Дальний край" (1913, отд. изд. М., 1915), в котором ценность любви двух молодых людей и обращение к вере бежавшего в Италию русского террориста ставились выше революционных народнических заветов 1905, что вызывало неприязнь левого крыла критики. Драматургические опыты З. (пьеса "Усадьба Ланиных", пост. в 1914 в театре Корша) в дальнейшем не получили развития. С 1913 З. по совету своего друга П.Муратова принялся за перевод ритмизованной прозой дантовского "Ада" (Париж, 1961), к которому возвращался в разные и, как правило, тяжелые периоды жизни. В начале 1910-х З. переживал творческий кризис. Ранние удачи (рассказы "Миф", 1906; "Священник Кронид", 1905; повесть "Аграфена", 1909) сменились вещами неровными (рассказы "Смерть", 1911; "Актерское счастье", 1913; повесть "Кассандра", 1915). Переломными стали повести "Путники" (1916, опубл. в 1919), "Голубая звезда" (1916, опубл. в 1918), твердые по почерку, но полные лирического напряжения. Обе завершены в Притыкино (имение отца на Оке в Каширском уезде Тульской губернии) и посвящены своего рода "лишним людям", которые, словно отстав от течения жизни и ощутив некую внутреннюю тишину, застывают на перепутье, распознают рождение в себе чего-то крайне важного, но до конца не понятого и потому соотнесенного с внешним, - льющими печаль звездами. "Голубая звезда" - самое тургеневское произведение З. Летом 1916 З. был мобилизован, поступил в московское Александровское военное училище, выпустил брошюру "Беседа о войне" (М" 1917). Трагически пережил гибель 27.2.1917 в Петрограде племянника Ю.Буйневича, офицера Измайловского гвардейского полка; посвятил ему стихотворение в прозе "Призраки". Летом 1917 произведен в офицеры, но из-за воспаления легких в боях не участвовал. Большевистский переворот встретил в Притыкино, откуда время от времени наезжал в Москву. 19.1.1919 скончался отец писателя, в ночь на 1 октября был арестован и по обвинению в контрреволюционном заговоре расстрелян пасынок З. - А.Смирнов. Еще в декабре 1917 в однодневной газете Клуба московских писателей "Слову - свобода" в заявлении "Гнет душит свободное слово" и в открытом письме А.Луначарскому (Народоправство, 1917, № 17) З. заявил о неприятии большевизма. В апреле 1918 принял участие в основании "самодельной гуманитарной студии" "Studio Italiano", работал в 1921 в кооперативной "Книжной лавке писателей", куда его устроил М.Осоргин. Тогда же избран председателем московского отделения Всероссийского союза писателей; 21 июля вошел во Всероссийский комитет помощи голодающим, арестован 2 6 августа вместе с другими его членами, но вскоре отпущен. Впечатления послереволюционных лет переданы З. в рассказах, вошедших в книгу "Улица Св.Николая: Рассказы, 1918-1922", а также в позднейшем рассказе "Последнее путешествие" (1926). "Улица Св.Николая" своеобразная поэма в прозе, ритмы которой указывают на притягательность для З. "московской" прозы Белого, Почти в библейских интонациях в ней повествуется о превращении в мираж былого великолепия Вавилона-Арбата и необходимости преодоления этой утраты в христианском смирении и любви. Весной 1922 З. заболел сыпным тифом, после чего получил при содействии Л,Каменева (с которым учился в университете) и А.Луначарского визу на выезд за границу для поправки здоровья и 8.6.1922 уехал вместе с семьей в Германию. Эмигрантские годы никогда не были легкими для З., но о выборе своем он не жалел: "Живя вне Родины, я могу вольно писать о том, что люблю в ней - о своеобразном складе русской жизни..., русских святых, монастырях, о замечательных писателях России". До конца жизни он не шел ни на какие компромиссы с советской властью, в результате чего в 19444 8 окончательно расстроились его отношения с Бердяевым, ав 1947- произошла размолвка с Буниным. По словам З.Шаховской, "победа СССР в 1945 году была для Зайцева не русской победой, т.к. не могла послужить возрождению России и освобождению ее народа, и всякое заигрывание или кокетничанье с советскими властями было дня него неприемлемо". Ранее неприятие большевизма и присущего ему богоборчества определило оценку творчества Блока и Горького в мемуарных очерках З. ("Побежденный", 1925: "Максим Горький (К юбилею)", 1932) и отказ в 1930-е во встрече А.Толстому. В то же время отъезд на Запад не озлобил З., привел к укреплению веры. Православное мировидение позволило З. в эмиграции по-новому открыть для себя духовный фундамент русской культуры и распознать, как писал Ю.Терапиано, "русскую всемирность тех дореволюционных лет, когда наши... писатели умели ощущать весь мир своей родиной". Круг общения З. в годы изгнания - М.Алданов, Бунин, Н.Берберова и В.Ходасевич, Муратов, Осоргин, Ремизов, Н.Тэффи и др., а также о. Г.Спасский, архимандрит Киприан (Керн). Полагая, что Россия - там, где Христос, он сердцем почувствовал родину, побывав в апреле-мае 1927 на Афоне, и в июле-сентябре 1935 на Валааме (тогда - Финляндия). Летом 1922 Зайцевы жили в курортном местечке Мисдрой близ Штеттина, с сентября в Берлине, где писатель находился в гуще литературной жизни, регулярно посещал "Клуб писателей" и кафе "Ландграф". В марте 1923 З. был избран вице-председателем Союза русских писателей и журналистов; параллельно сотрудничал в берлинской газете "Дни", пражском журнале "Воля России". Лето 1923 семья З. провела в приморском поселке Преров-Остзеебад вместе с Бердяевыми, Ходасевичем и Берберовой, семьей С.Франка, Муратовым. В 1922-23 З.Гржебин, давний зайцевский знакомый, "в виде почетного исключения" выпустил в Берлине 7-томное собрание сочинений З., где впервые была опубликована книга лирических очерков "Италия", В сентябре-декабре 1923 З. посетил по приглашению итальянского слависта Э.Ло Гатто Италию, читал лекции в римском Институте Восточной Европы, В 1920-30-е З. - один из наиболее уважаемых писателей "старшего" поколения эмиграции. Часто бывал в литературных салонах Фондаминских и Цетлиных, являлся почетным членом основанного в 1927 Мережковским и Гиппиус литературно-философского общества "Зеленая лампа". Начиная с 14-й тетради печатался в журнале "Современные записки", а также работал в газете "Последние новости", но из-за финансовых разногласий перешел осенью 1927в более консервативное "Возрождение" (до 1940 - ок. 200 публикаций). С октября 1925 редактировал журнал "Перезвоны". Как праздник эмиграции был отмечен 12.12,1926 25-летний юбилей творческой деятельности З. (его речь опубл.: ПН, 14.12.1926), 30.9.1928 З. на белградском съезде русских ученых и писателей эмиграции получил (подобно Гиппиус и А.Куприну) из рук высоко им чтимого "королярыцаря" Югославии Александра Орден Св.Саввы (покровителя искусств) 2-й степени. Летом 1925 в имении профессора В.Ельяшевича на юге Франции завершил беллетризованное житие "Преподобный Сергий Радонежский" (Париж, 1925), работал над автобиографическим' рассказом "Алексей Божий человек" (1925) и очерком о Блоке; на обратном пути впервые побывал у Буниных. Преподобный Сергий для З. - воплощение того типа русской святости, который особо дорог живущим в кровавые "времена татарщины", - тем, кто в "пленении" приходит к чувству покаяния (сочувственные отзывы Н.Лосского в журнале "Путь", 1926, № 2 и Гиппиус в "Современных записках", 1925, № 25). Этапным произведением стал для З. роман "Золотой узор" (СЗ, 1923-25, № 15-19, 2224; отд. изд. Прага, 1926), начатый в Берлине. Роман (написанная от первого лица история жизни молодой женщины с ее детства на рубеже столетий до отъезда с мужем в эмиграцию) распадается на две неравноценные части. Первая - посвящена дореволюционной эпохе и достаточно аморфна, является ухудшенным вариантом повествовательных ходов из "Голубой звезды". Вторая - лирический монолог, разреженный риторическими вопросами, чередованием абзацев разной длины, пейзажным декоративизмом. Контраст между двумя частями привел к особой экспрессивности последних глав об "окаянных днях" 1917-22. Покинув Россию, Наталия в тишине знаменитой часовни начинает понимать смысл слов Христа, сказанных по преданию на этом месте апостолу Павлу, поначалу бежавшему из нероновского Рима: "Quo vadis?". В совокупности сильных и слабых сторон "Золотой узор" свидетельствовал о завершении тургеневского этапа его творческой биографии. Облик дома, в котором З. поселился в мае 1926, воссоздан в единственном романе 3" полностью охватывающем жизнь эмиграции, "Дом Пасси" (Берлин, 1935). Памяти матери, умершей 20.7.1927 в Москве, З. посвятил книгу рассказов "Странное путешествие" (Париж, 1927). Эмоциональным откликом на это событие явилась повесть "Анна", написанная в жесткой, не характерной для З. манере (СЗ, 1928, № 36-37; 1929, № 38; отд. изд. Париж, 1929), где описывается гибель в России молодой сельской женщины. В 1928 в Париже вышла посвященная митрополиту Евлогию (Георгиевскому) книга очерков "Афон". Начиная с ноября 1929 З. присутствовал на вечерах русско-французского общества, в работе которого приняли участие многие французские писатели и философы (Ж.Бернанос, П.Валери, А.Мальро, Ж.Маритен, П.Фор и др.). Многократные попытки описать тайну русской святости (книга очерков "Валаам". Таллинн, 1936) сказались также на обращении З. к беллетризованной биографии, в жанре которой написаны книги "Жизнь Тургенева" (Париж, 1932), "Жуковский" (Париж, 1951), "Чехов" (НьюЙорк, 1954), эссе "Жизнь с Гоголем" (СЗ, 1935, № 59), "Тютчев - жизнь и судьба (К 75-летию кончины)" (Возрождение, 1949, № 1). Увидев в Тургеневе своего "спутника", З. неосознанно написал книгу не в меньшей степени автобиографическую, чем биографическую. По эротичности натуры, рассуждает З., Тургенев исконно русский писатель: любовь для него - не "гастрономия", как у современных ему французских прозаиков, а подобие мистического просвета. Но т.к. этому "дионисизму" не суждено было перерасти в веру, то отношение Тургенева к любви двойственное, это и источник чистого вдохновения, изящества, и страх небытия. Общий замысел З. в биографических сочинениях - показать "двойную" судьбу писателей: путь художника, с одной стороны, и отражение в его "жизни сердца" раздумий о преодолении смерти - с другой. Намерение увидеть в Тургеневе и, в особенности, Чехове писателей "подземно" религиозных определяется виденьем духовной целостности русской культуры. В 1941-42 З. вернулся к переводу "Ада". Пережил бомбардировки Бианкура (пригорода Парижа, где некоторое время жил). Весной 1949 путешествовал по Италии (последняя встреча с Вяч,Ивановым). Сотрудничал в журналах "Грани", "Вестник РСХД", "Мосты", "Новый журнал", газетах "Русская мысль", "Новое русское слово" и др. 2.2.1957 В.А.Зайцеву разбил паралич, в течение 8 лет З. самоотверженно ухаживал за женой. 11.2.1960 скончался духовник З., архимандрит Киприан (Керн). З. пережил практически всех своих современников. В 1971 прошло торжественное празднование 90-летнего юбилея З., "последнего лебедя Серебряного века". Множеству близких З. сказал последнее "прости" в виде некрологов и мемуарных очерков, которые стали появляться еще в 1920-х. Они были собраны и переработаны в книгах "Москва" (Париж, 1939), "Далекое" (Вашингтон, 1965), "Мои современники" (Лондон, 1988), где даются портреты Белого, Бальмонта, Вяч.Иванова, Бердяева, Д.Мережковского, А.Бенуа, Муратова, Айхенвальда, К.Мочульского и др. В 1965 З. опубликовал один из лучших рассказов "Река времен" (НЖ, № 78), навеянный чеховским "Архиереем"; прототип архимандрита Андроника в нем - архимандрит Киприан (Керн). В 1969 написал открытое письмо в поддержку А.Солженицына (Вест. РСХД, № 94). Скончался в кругу семьи своей дочери. Отпет в соборе Св.Александра Невского (в котором отпевали Тургенева), погребен на русском кладбище в Сент-Женевьевде-Буа. Итоговым и наиболее художественно совершенным произведением З. стала посвященная жене тетралогия "Путешествие Глеба": "Заря" (1934-36, опубл. в 1937), "Тишина" (1938-39, опубл. в 1948), "Юность" (194044, опубл. в 1950) и "Древо жизни" (1953). Ее жанр - элегический и автобиографический роман, тема - становление художника, готовящегося к открытию своего "града Китежа" - ушедшей навсегда России - в изгнании. Глеб учится восприятию жизни у древних русских святых, князей-страстотерпцев Бориса и Глеба, эмоциональный стержень повествования - христианская устремленность к вечности. По замыслу З. взросление Глеба перекликается с евангельской притчей о росте древа веры из "зерна горчичного". В маршруте своего путешествия он открывает смысл одновременно и индивидуальный, и общий - тот взгляд на мир, который Вяч.Иванов назвал "реалистическим символизмом". "Житийное" изображение главного персонажа и эпохи как преимущественно фона резко отличает тетралогию З. от "Жизни Арсеньева" Бунина книги, под впечатлением которой роман, повидимому, был задуман. Творчество З. примиряло по-своему трактуемые натурализм и символизм - Флобера с Тургеневым, Чехова с Буниным, "прозу" с "поэзией". Тем самым он откликнулся на потребность символизма в "обращении к канону" (А.Блок), которым для него стало как бы очищенное от субъективизма лирическое переживание собственной биографии, возвышенной до духовного чувствования единой людской участи. Соч.: Письма Б.Зайцева к И. и В.Буниным. Публ. М.Грин // НЖ, 1980, № 139, 140; 1981, № 143; 1982, № 146, 149; 1983, № 150; Всепрощающая даль: Из творческого наследия Б.К.Зайцева. Публ. Е.В.Воропаевой // Лит. обозрение, 1989, № 12; Голубая звезда: Повести и рассказы. Из воспоминаний. Сост. А.Романенко. М., 1989; Белый свет. Сост. О.Михайлова, М., 1990: Земная печаль: Из шести книг. Сост. Л.Иезуитовой. Л., 1990: Далекое. Сост. Т.Ф.Прокопова. М., 1991; Золотой узор: Роман. Повести. Сост. Т.Ф.Прокопова. М., 1992; Соч., т. 1-3. Сост. Е.Воропаевой и А.Тархова. М., 1993; "Максим Горький (К юбилею)". Публ. В.М.Толмачева // Рос. литературовед, журн., 1993, № 2: Письма Б.К.Зайцева к Г.Н.Кузнецовой и Н.П.Смирнову. Публ. З.П.Смирновой // Там же. Лит.: Чулков Г. Годы странствий. М., 1930; Тхоржевский И. Б.Зайцев / Рус. лит-ра. Париж, 1946; Pervouchine N. La place de B.Zaitsev dans la litterature russe du XX siecle // Etudes Slaves et Est-Europeenes, 1969, № 14; Шиляева А.С. Жизненный и творческий путь Б.К.Зайцева // Зап. рус. акад. группы в США, 1970, т. 4; Грибановский П. Борис Константинович Зайцев. Обзор творчества / Русская литература в эмиграции: Сб. статей. Под ред. Н.П.Полторацкого. Питтсбург, 1972; Бахрах А. По памяти, по записям: Литературные портреты. Париж, 1980; Толмачев В.М. От жизни к житию: логика писательской судьбы Б.Зайцева // Рос. литературовед, журн., 1994, № 4. Арх.: РГАЛИ, ф. 548, 1623; ОР РГБ, ф. 357, 371; ИМЛИ, ф. 245: ИРЛИ, ф. 377: ГПБ, ф. 124. 408. 634, 1000; ЦИАМ, ф. 372, оп. 3, д. 615: ф. 418, оп. 316, д. 293; ГАРФ, ф. 63, д. 548, 1220; ф. 102, д. 188, ч. 1; д. 2702, 2707; ф. Б.Зайцева в Бахметьевском арх. Колумбийского ун-та (Нью-Йорк). В. Толмачев

Найти все значения АЙЦЕВ Борис Константинович:

АЙЦЕВ Борис Константинович - это ...

Толкование АЙЦЕВ Борис Константинович

Определение АЙЦЕВ Борис Константинович

АЙЦЕВ Борис Константинович означает ...

Синоним к АЙЦЕВ Борис Константинович

Реферат на тему АЙЦЕВ Борис Константинович



Мы будем признательны Вам, если Вы разместите ссылку на нашу страницу:
На блоге


На форуме (bb-код):


Код нашей кнопки:
АЙЦЕВ Борис Константинович


Прямая ссылка на эту страницу


//ССЫЛКИ БЫЛИ ТУТ

Все словари

Словарь Ожегова
Словарь Даля
Словарь Ушакова
Словарь церковных терминов
Энциклопедия юриста
Современный толковый словарь
Словарь психиатрических терминов
Словарь лекарственных трав
Современный словарь
Энциклопедия относительного и абсолютного знания
Энциклопедия мировых сенсаций XX века том 1-2
Энциклопедический справочник стран
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь русской цивилизации
Энциклопедический словарь конституционного права
Словарь синонимов
Словарь воровского жаргона
Теософский словарь
Энциклопедический справочник стран и столиц
Энциклопедия чудес
Золотая книга эмиграции
Театральная энциклопедия
Сто великих изобретений
Полный словарь медицинских терминов
Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку
Kladr
Новейший философский словарь
Словарь по политологии
Философский энциклопедический словарь
Энциклопедия третьего Рейха
Казачий словарь-справочник
Энциклопедия значений имен
Энциклопедия обрядов и обычаев
Энциклопедия. История философии
Энциклопедия. Мифы древнего Египта

Ваши пожелания


© 2019 slovco.ru Словцо Контакты Rambler's Top100

s1 s2 s3 s4 s5 s6 s7 s8 s9 s10 s11 s12 s13 s14 s15 s16 s17 s18 s19 s20 s21 s22 s23 s24 s25 s26 s27 s28 s29 s30 s31 s32 s33 s34 s35 s36 s37 s38 s39 s40 s41 s42 s43 s44 s45 s46 s47 s48 s49 s50 s51 s52 s53 s54 s55 s56 s57 s58 s59 s60 s61 s62 s63 s64 s65 s66 s67 s68 s69 s70 s71 s72 s73 s74 s75 s76 s77 s78 s79 s80 s81 s82 s83 s84 s85 s86 s87 s88 s89 s90 s91 s92 s93 s94 s95 s96 s97 s98 s99 s100 s101 s102 s103 s104 s105 s106 s107 s108 s109 s110 s111 s112 s113 s114 s115 s116 s117 s118 s119 s120 s121 s122 s123 s124 s125 s126 s127 s128 s129 s130 s131 s132 s133 s134 s135 s136 s137 s138 s139 s140 s141 s142 s143 s144 s145 s146 s147 s148 s149 s150 s151 s152 s153 s154 s155 s156 s157 s158 s159 s160 s161 s162 s163 s164 s165 s166 s167 s168 s169 s170 s171 s172 s173 s174 s175 s176 s177 s178 s179 s180 s181 s182 s183 s184 s185 s186 s187 s188 s189 s190 s191 s192 s193 s194 s195 s196 s197 s198 s199 s200 s201 s202 s203 s204 s205 s206 s207 s208 s209 s210 s211 s212 s213 s214 s215 s216 s217 s218 s219 s220 s221 s222 s223 s224 s225 s226 s227 s228 s229 s230 s231 s232 s233 s234 s235 s236 s237 s238 s239 s240 s241 s242 s243 s244 s245 s246 s247 s248 s249 s250