Поиск по сайту  


Золотая книга эмиграции :



Толкование АВЛОВА Анна Павловна


АВЛОВА Анна Павловна (Матвеевна) (31.1.1881, Петербург - 23.1.1931, Гаага) артистка. По документам - дочь отставного солдата Матвея Павловича П. и прачки Любови Федоровны П. Позднее делались предположения о том, что в действительности ребенок был внебрачным и имел другого отца. Поступила в Петербургское театральное училище в 1891 при содействии балерины Е,Соколовой. В младших классах училась у одной из любимых балерин М.Петипа - Е.Вазем, в старших - у другого корифея академизма - П.Гердта. Выпускалась 11.4,1899 в специально поставленном Гердтом балете Ц.Пуни "Мнимые дриады", исполнив роль дочери дворецкого. В апреле же участвовала в pas de quatre из балета "Трильби" (бенефис кордебалета) и в pas de six из "Тщетной предосторожности" П.Гертеля. Была принята в Мариинский театр, на сцене которого ее дебют в сольной партии состоялся 19 сентября того же года в pas de trois из "Тщетной предосторожности". Репертуар начинающей танцовщицы быстро пополнялся. За первые три сезона она приготовила следующие партии: Зюльма ("Жизель" А.Адана), подруга Флер де Лис ("Эсмеральда" Ц.Пуни), фея Кандид ("Спящая красавица" П.Чайковского), pas de deux ("Марко Бомба"), trio ("Баядерка" Л.Минкуса), pas de trois ("Камарго"), pas de Diane ("Царь Кандавл" Ц.Пуни) и др. Занимали П. и в танцевальных эпизодах оперных спектаклей. У худенькой, отличавшейся слабым здоровьем танцовщицы обнаружился волевой характер: она привыкла превозмогать себя и даже больной не отказывалась от выступлений на сцене. Нагрузка была большой, иногда чрезмерной. Не все ей было под силу, и слова одобрения в прессе перемежались укорами в недостаточной отделке танца. Маститый Х.Иогансон, ведший класс усовершенствования в театре, полного удовлетворения работой молодой артистки не выказывал. П. действительно не вписывалась вполне в каноны академической школы, Но то, что воспринималось как несовершенство, предвещало черты нового стиля. Работа над классическим репертуаром помогала преодолевать недостатки в технике; однако индивидуальное, непохожее на других, в танце П. продолжало жить. Сольные партии временами пополнялись балеринскими: в "Корсаре" А.Адана П. исполняла партию Гюльнары и pas de l'esclave, в "Пробуждении флоры" партию Авроры и героиню. Событием для самой танцовщицы и для зрителей стало ее выступление в "Баядерке" 28,4,1902. Драматизм партии выражался в смене контрастных психологических состояний, реализованных в нервном, иногда сбивчивом пластическом рисунке. Это был пока лишь эскиз одной из удачнейших в будущем ролей П., но и по нему можно было судить о неординарности таланта исполнительницы. Внутренняя наполненность партии, стремление представить спектакль как единый процесс сложной духовной жизни героини перекликались с искусством лучших драматических актрис того времени и прежде всего с В.Комиссаржевской. Исполнение П. раздвигало рамки узкопрофессиональных интересов, становясь фактом духовной жизни. Год спустя П. исполнила балет "Жизель", также вошедший в число ее самых удачных творений в классическом репертуаре. Ее Жизель обретала себя в мире вилис - только там воплощалось ее идеальное представление о мире как совершенной красоте. В павловской вилисе не было ни отсветов разбитого чувства, ни сожаления о нем. Но само упоение гармонией и растворение в ней вызывали мучительные воспоминания об утерянном личном счастье, о недостижимости его. И Никию, и Жизель П. объединяли трагическое восприятие жизни, а позднее - и духовный мятеж. Спектакли, в которых не было места драматическим трактовкам - "Наяда и рыбак", "Корсар", "Царь Кандавл" - оставались для П. проходными. Чуждой своеобразному таланту П. оказалась "Спящая красавица"; в рамках строгих академических норм этого балета исполнительнице было тесно. Огненный темперамент, потребность любую хореографию пропустить сквозь призму собственного мироощущения естественней реализовывались в танцах, имевших национальную окраску. Это объясняло пристрастие П. к балетной Испании. Героини "Пахиты" и "Дон Кихота" даже в сценах торжествующего классического танца создавали ощущение тревоги и надвигающейся бури. Актриса охотно исполняла в "Дон Кихоте" не только Китри, но и Уличную танцовщицу и Мерседес. В ее репертуаре было много характерных танцев: панадерос в "Раймонде", Шоколад в "Щелкунчике", фанданго в опере "Кармен", уральская пляска в "Коньке-горбунке". Интерес к национальным танцам сохранился у нее на всю жизнь. П. не была равнодушна к традиционным ценностям классического танца и никогда, в отличие от молодого М.Фокина, не отрекалась от них. Она просто предлагала собственный взгляд на эти ценности, обновляя их за счет своеобразия своей индивидуальности. П. по собственной инициативе совершенствовала танцевальное мастерство у адептов академизма (М.Петипа, Э.Чекетти). В 1905 она получила звание балерины, в 1906 - прима-балерины, ей был предоставлен также длительный зарубежный отпуск. П. использовала его для поездки в Италию - выступила на сцене "La Scala" и занималась в классе знаменитой К.Беретта. Подготовкой к новому этапу в творчестве П. стало участие в "Дочери фараона" Ч.Пуни: она исполнила партию героини балета сначала в московском варианте А.Горского, затем в петербургском оригинале Петипа (1906). Эклектика Горского, соединившего традиционные формы классического танца с наивной стилизацией под профильные древнеегипетские изображения, была балерине ближе. Более того - силой своего искусства П. снимала нелепость резких стилевых перепадов. Попытка перенести приемы достоверной психологической игры в спектакль Петипа нравилась неожиданностью, но отторгалась стилистикой академической традиции. Осознать творческое предназначение помогла встреча с хореографией Фокина. Период их содружества был недолог, но продуктивен. Обоих впечатлили гастроли американской "босоножки" Айседоры Дункан, воспевавшей танец как естественные движения души, чуждые нормативности и канонам. Фокин пытался найти новую пластику с первых же балетмейстерских шагов. В его "Эвнике" П. исполнила сначала роль Актеи (10,2.1907), а затем и героини, к которой, вместе с исполнительницей, перешел поставленный для нее танец семи покрывал. В "Египетских ночах" А.Аренского (8.3.1908) она получила роль Вероники, но и эта, и две предыдущие роли оставались в рамках декоративно-прикладных задач. "Павильон Армиды" Н.Черепнана (25.11,1907) позволил проявиться, хотя бы частично, драматическому таланту П.: обманный плач Армиды она исполняла с искренней страстью, обнаруживая горькую тоску по романтическому идеалу. Подлинными же шедеврами стали "Шопениана" и "Лебедь". Здесь талант П. властно диктовал хореографу. Поставленный в традициях романтического балета для нее и М.Обухова 7-й вальс оказался самым удачным номером 1-го варианта "Шопенианы" (10.2.1907). Он и определил стилистику 2-й редакции ("Балет под музыку Ф.Шопена", 8.3.1908) как воспоминание о тальониевском романтизме. Порывистая сильфида П. воплощала в танце тему поиска утраченного идеала. Она устремлялась ввысь, увлекая за собой поэта, кружила вокруг, словно оберегала его сосредоточенный покой, и, сама обретя вечную гармонию, манила героя в свой мир идеальной красоты. Тема хрупкости, ранимости зыбкой красоты с особой силой прозвучала в "Лебеде" на музыку К,Сен-Санса (22.12.1907). Номер, намеченный лишь в самых общих контурах, как бы между прочим и впопыхах, сочинялся в духе импровизации П. на заданную Фокиным тему, И в дальнейшем импровизационность сохранялась, сама П. исполняла номер по-разному. Постепенно характер танца приобретал все более драматическую и, наконец, трагическую окраску. В итоге изменилось даже название - лирический монолог балерины стал называться "Умирающий лебедь". Шедевр Фокина-П. возвещал о ценности духовного начала. Образ Умирающего лебедя стал символом русского балета. Весной 1908 состоялись организованные А.Больмом гастроли группы из 20 человек с П. во главе по Европе (Гельсингфорс, Стокгольм, Копенгаген, Прага, Берлин). Выступления прошли успешно, вызвав большой интерес к русскому балету. На следующий год гастроли в Берлине повторились, П. выступала с Н.Легатом в "Лебедином озере", "Пахите", "Тщетной предосторожности", "Арлекинаде", "Привале кавалерии". Затем состоялись незапланированные спектакли в Праге. С опозданием балерина прибыла в Париж для участия в 1-м дягилевском сезоне. Она танцевала в балетах: "Павильон Армиды" (19.5.1909), "Сильфиды" и "Клеопатра" (2.6.1909) - под такими названиями шли "Шопениана" и "Египетские ночи", Весь этот репертуар П. уже исполняла в России, В роскошном ансамбле самых крупных исполнительских дарований, представленных Дягилевым в Париже, П. занимала одно из первых мест. Но к тому времени союз ее с Фокиным, главным хореографом начальной поры дягилевской антрепризы, исчерпал себя. Талант П. не мог ограничиться рамками творчества этого мастера. Началась полоса метаний, поиск иного пути. В августе 1909 в интервью "Петербургской газете" П. заявила, что, несмотря на ангажемент в Америку, окончательно покидать Россию не собирается. Первое выступление в Нью-Йорке состоялось 16.2.1910. Затем ее концерты увидели в Бостоне, Филадельфии, Балтиморе. Гастроли продолжились в апрелемае в Лондоне. Исполнялись классические pas de deux с М.Мордкиным, но главный интерес представляли такие номера как "Вальс каприс" А.Рубины1тейна и "Умирающий лебедь". Законченные миниатюры позволяли проявиться лирико-трагическому дару П. При ее участии родился особый жанр пластической мелодекламации, Естественным было попробовать ставить самой. Такую попытку она предприняла в 1909 на спектакле в Суворинском театре в честь 75-летнего юбилея владельца - А.Суворина. Для своего балетмейстерского дебюта П. выбрала "Ночь" Рубинштейна. Она появилась в белом длинном хитоне с цветами в руках и волосах. Глаза ее загорались, когда она протягивала кому-то свой букет. Гибкие руки то страстно взывали, то пугливо отстранялись. Все вместе превращалось в монолог о безумной страсти. Патетика оправдывалась наивной искренностью чувства. Свободные движения корпуса и рук создавали впечатление импровизации, напоминая о влиянии Дункан. Но и классический танец, включая пальцевую технику, присутствовал, разнообразя и дополняя выразительные жесты. Самостоятельное творчество П. было встречено с одобрением. Следующими номерами были "Стрекоза" Ф.Крейслера, "Бабочка" Р.Дриго, "Калифорнийский мак". И здесь классический танец соседствовал и переплетался со свободной пластикой. Объединяло их эмоциональное состояние героини. Гастроли в Америку с Мордкиным повторились. Успех был огромным. Выступления русских стали центральным художественным событием. Весной 1911 лондонский "Palace Theatre" снова показывал П. и ее товарищей. Балетные номера составили 2-е отделение обычной программы ревю с участием акробатов, жонглеров, дрессированных собачек. В августе 1911 П. вернулась в Петербург и выступила в Мариинском театре в балетах "Баядерка" и "Жизель". Пребывание на родине было недолгим, уже 5 октября П. выехала в длительную ( 11 недель) поездку по Англии, Ирландии, Шотландии с новым партнером, московским танцовщиком Л.Новиковым. Функции антрепренера балерина впервые выполняла сама, Группа была небольшой, режим выступлений чрезвычайно напряженным. Нередко утром танцевали в одном городе, вечером в другом. Балерине приходилось исполнять до 14 номеров в день. Выступления П. вызвали волну интереса к искусству балета - желание танцевать стало повальной модой, охватившей даже круги высшего света. В начале 1913 П. вернулась в Петербург; с 20 января по 24 февраля танцевала на сцене Мариинского театра в спектаклях "Дон Кихот", "Дочь фараона", "Баядерка". Она выступила также 22 февраля в парадном спектакле в честь 300-летия дома Романовых, исполняя вместе с другими прима-балеринами мазурку в опере "Жизнь за царя". 13 февраля состоялся ее концерт в Московской консерватории, включавший многие миниатюры, в том числе 7-й вальс и "Умирающий лебедь". Затем снова последовали гастроли. Во время поездки труппы П. по Германии состоялись премьеры фокинских "Прелюдов" на музыку Ф.Листа и балета "Семь дочерей горного короля" на музыку А,Спендиарова (31.3.1913). Контракт с Фокиным возобновился, чтобы тут же прерваться, Принципиально нового для творчества П. он не нес. Отношения П. с Мариинским театром осложнились из-за финансовых разногласий. Артистка нарушила условия контракта с дирекцией ради выгодной поездки в Америку и вынуждена была выплатить неустойку. Желание дирекции заключить с нею новый контракт наталкивалось на требование вернуть неустойку. Тем не менее театр был заинтересован в выступлениях П. Предпринимались шаги уладить инцидент. По инициативе дирекции в 1913 П. была удостоена почетного звания заслуженной артистки императорских театров и награждена золотой медалью. Дирекция по-прежнему настаивала на том, чтобы П. выступала только в России. Рамки казенного театра для П. уже стали тесны. Она предпочитала быть полной хозяйкой. А это выдвигало новые трудности. Маленькая передвижная труппа не могла соперничать с Мариинским театром ни исполнительским составом, ни музыкальной культурой, ни оформлением. Утраты были неизбежны и весьма ощутимы, особенно при обращении к академическому репертуару. Спектакли "Спящая красавица", "Лебединое озеро", "Раймонда", "Дон Кихот", "Пахита", "Жизель", "Коппелия", "Тщетная предосторожность" шли в труппе П. в жалком виде, с переделанной И.Хлюстиным сокращенной хореографией. Излишней вольностью отличались также беспомощные фантазии на темы таких популярных балетов как "Дочь фараона", "Эсмеральда", "Шопениана". П. в подобных переделках обращалась с музыкой бесцеремонно - меняла темпы, тембровые краски, купировала номера и вставляла музыку других композиторов. Единственный критерий был важен - будить ее творческую фантазию. И балерине в силу таланта нередко удавалось в какой-то мере преодолеть явные нелепости музыкального материала. Последний приезд П. в Россию состоялся весной 1914. П. выступила 31 мая в петербургском Народном доме, 7 июня в Павловском вокзале, 3 июня в Зеркальном театре московского сада "Эрмитаж". Репертуар включал "Умирающего лебедя", "Вакханалию", другие ее миниатюры. Восторженный прием был адресован новой П. - международной "звезде", заезжей знаменитости. Маленькой, хрупкой балерине, привыкшей к чрезмерно напряженной работе, было 33 года. Это был 15-й сезон в ее театральной карьере, середина ее сценической жизни. Начало 1-й мировой войны застало П. в Берлине. Пришлось спешно перебираться в Лондон. Собрав там небольшую труппу, П. снова отправилась в гастрольные путешествия. Теперь ей предстояло кочевать по чужим странам до конца жизни и выполнять миссию пропагандистки классического балета. Она побывала в Норвегии, Дании, Голландии, Австрии, Германии, Чехии, Италии, Испании, Португалии, Бельгии, Франции, Канаде, Бразилии, Турции, Египте, Японии, Индии, Китае. Посетила даже Африку, Австралию, Новую Зеландию, Цейлон, Яву. Во многих городах, где выступала ее труппа, люди впервые видели новое для себя искусство. И оно входило в их жизнь под знаком П. Вторая половина театральной судьбы П. свелась к прокатыванию сделанного прежде репертуара. Приходилось много работать, чтобы не потерять профессиональную форму. Одновременно надо было заботиться о повышении профессионализма тех беспомощных новичков, которые нередко пополняли ее труппу. Слава П. росла и умножалась. Балерина при жизни стала по сути легендой. Судьба П. интересна тем, что она реализовала новую тенденцию - коммерциализацию балетного искусства. И на ней самой лежат отсветы зарождавшейся на Западе индустрии "звезд". К положению в России П. не была безучастна. Она присылала посылки в трудные послереволюционные годы учащимся Петербургской балетной школы, переводила крупные денежные средства голодающим Поволжья, устраивала благотворительные спектакли с целью поддержать бедствующих на родине. П. умерла во время гастролей в Гааге 23.1.1931. Оставалась неделя до ее 50-летия. Она мечтала отметить его на сцене. Лит.: Красовская В. Анна Павлова. Л.-М., 1964. А. Соколов-Каминский

Найти все значения АВЛОВА Анна Павловна:

АВЛОВА Анна Павловна - это ...

Толкование АВЛОВА Анна Павловна

Определение АВЛОВА Анна Павловна

АВЛОВА Анна Павловна означает ...

Синоним к АВЛОВА Анна Павловна

Реферат на тему АВЛОВА Анна Павловна



Мы будем признательны Вам, если Вы разместите ссылку на нашу страницу:
На блоге


На форуме (bb-код):


Код нашей кнопки:
АВЛОВА Анна Павловна


Прямая ссылка на эту страницу


//ССЫЛКИ БЫЛИ ТУТ

Все словари

Словарь Ожегова
Словарь Даля
Словарь Ушакова
Словарь церковных терминов
Энциклопедия юриста
Современный толковый словарь
Словарь психиатрических терминов
Словарь лекарственных трав
Современный словарь
Энциклопедия относительного и абсолютного знания
Энциклопедия мировых сенсаций XX века том 1-2
Энциклопедический справочник стран
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь русской цивилизации
Энциклопедический словарь конституционного права
Словарь синонимов
Словарь воровского жаргона
Теософский словарь
Энциклопедический справочник стран и столиц
Энциклопедия чудес
Золотая книга эмиграции
Театральная энциклопедия
Сто великих изобретений
Полный словарь медицинских терминов
Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку
Kladr
Новейший философский словарь
Словарь по политологии
Философский энциклопедический словарь
Энциклопедия третьего Рейха
Казачий словарь-справочник
Энциклопедия значений имен
Энциклопедия обрядов и обычаев
Энциклопедия. История философии
Энциклопедия. Мифы древнего Египта

Ваши пожелания


© 2019 slovco.ru Словцо Контакты Rambler's Top100

s1 s2 s3 s4 s5 s6 s7 s8 s9 s10 s11 s12 s13 s14 s15 s16 s17 s18 s19 s20 s21 s22 s23 s24 s25 s26 s27 s28 s29 s30 s31 s32 s33 s34 s35 s36 s37 s38 s39 s40 s41 s42 s43 s44 s45 s46 s47 s48 s49 s50 s51 s52 s53 s54 s55 s56 s57 s58 s59 s60 s61 s62 s63 s64 s65 s66 s67 s68 s69 s70 s71 s72 s73 s74 s75 s76 s77 s78 s79 s80 s81 s82 s83 s84 s85 s86 s87 s88 s89 s90 s91 s92 s93 s94 s95 s96 s97 s98 s99 s100 s101 s102 s103 s104 s105 s106 s107 s108 s109 s110 s111 s112 s113 s114 s115 s116 s117 s118 s119 s120 s121 s122 s123 s124 s125 s126 s127 s128 s129 s130 s131 s132 s133 s134 s135 s136 s137 s138 s139 s140 s141 s142 s143 s144 s145 s146 s147 s148 s149 s150 s151 s152 s153 s154 s155 s156 s157 s158 s159 s160 s161 s162 s163 s164 s165 s166 s167 s168 s169 s170 s171 s172 s173 s174 s175 s176 s177 s178 s179 s180 s181 s182 s183 s184 s185 s186 s187 s188 s189 s190 s191 s192 s193 s194 s195 s196 s197 s198 s199 s200 s201 s202 s203 s204 s205 s206 s207 s208 s209 s210 s211 s212 s213 s214 s215 s216 s217 s218 s219 s220 s221 s222 s223 s224 s225 s226 s227 s228 s229 s230 s231 s232 s233 s234 s235 s236 s237 s238 s239 s240 s241 s242 s243 s244 s245 s246 s247 s248 s249 s250