Поиск по сайту  


Золотая книга эмиграции :



Толкование АВИЦКИЙ Петр Николаевич


АВИЦКИЙ Петр Николаевич (псевд. П.Востоков, С.Лубенский) (3.5.1895, Чернигов 13.4.1968, Прага) - экономист-географ, историк, философ, поэт. Сын земского начальника, затем предводителя дворянства Кролевецкого уезда и председателя (с 1906) Черниговской губернской земской управы, члена Государственного Совета (с 1915), действительного статского советника Н.П.Савицкого. Окончил в 1913 гимназию в Чернигове ив 1917- экономическое отделение Петроградского политехнического института. Ученик П.Струве', по его отзыву, студентом С. "обнаружил выдающиеся дарования". В 1915-16 опубликовал первые свои статьи в журнале "Русская мысль". По рекомендации Струве был прикомандирован к российской миссии в Христианин (Норвегия) коммерческим секретарем посланника (1916-17), подготовил заключение двух торгово-политических соглашений между Россией и Норвегией, собрал материал для кандидатской диссертации "Торговая политика Норвегии во время войны". Получил по возвращении в Россию звание кандидата экономических наук, в октябре 1917 оставлен при Петроградском политехническом институте для подготовки к профессорскому званию по кафедре истории хозяйственного быта. После Октябрьской революции уехал на Украину. "Силою слова и оружия" защищал от большевиков родовое имение, воевал в рядах русского корпуса на стороне гетмана Скоропадского с наступавшими на Киев войсками Петлюры, жил в Одессе, Екатеринодаре, Полтаве, Харькове, Ростове, работал с 1918 над книгой "Метафизика хозяйства и опытное его познание" (опубл. в 1925). В декабре 1919апреле 1920 и в мае-июле 1920 находился в заграничных командировках в качестве представителя администрации генералов Деникина и Врангеля в Париже, занимался организацией помощи русским беженцам. Помощник начальника части общих дел, затем начальник экономического отделения Управления иностранных дел в созданном в апреле 1920 правительстве Юга России. 11.11.1920 направлен в Константинополь, откуда уехал в Болгарию. Директор-распорядитель Российско-болгарского книгоиздательства, входил в редакцию возобновленного Струве в Софии журнала "Русская мысль", в котором (1921, № 1-2) поместил статью "Европа и Евразия" - рецензию на брошюру Н.Трубецкого "Европа и человечество". В конце 1921 переехал в Прагу. Приват-доцент кафедры экономики и статистики Русского юридического факультета, с 1928 также Русского института сельскохозяйственной кооперации, заведующий кафедрой экономической и сельскохозяйственной географии. В 1929-33 председатель обществоведческого отделения Русского народного университета и член научно-исследовательского общества при Русском свободном университете. В 1935-41 преподавал русский и украинский языки и россиеведение в Пражском немецком университете. Один из организаторов и идеологов евразийского движения. Участник сборников "Исход к Востоку: Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев" (София, 1921, кн. 1): "На путях: Утверждение евразийцев" (М., Берлин, 1922, кн.2); "Россия и латинство" (1923). Вместе с П.Сувчанским и Н.Трубецким издавал "Евразийский временник" (Берлин, 1923-25: Париж, 1927), "Евразийскую хронику" (Прага, Париж, 192537), "Евразийский сборник" (Прага, 1929) и др. В Праге в 1927 были изданы книги С. "Геополитические особенности России" (ч. 1. Растительность и почвы) и "Россия - особый географический мир". Тогда же статья С. "Геологические заметки по русской истории" была опубликована в качестве приложения к работе Г.Вернадского "Начертание русской истории" (см. также: Вопр. истории, 1993, № 11-12). В Берлине в 1932 вышла книга С. "Месторазвитие русской промышленности" (вып. 1: "Вопросы индустриализации"). На Международном конгрессе историков в Варшаве (1933) выступил с докладом "Евразийская концепция русской истории". Всего до 1940 опубликовал 178 работ, в том числе об экономической, политической и культурной жизни СССР, по вопросам экономической истории и экономической географии, о развитии после Октябрьской революции исторической науки, философии, географии. Печатался в немецких, французских, чехословацких, польских изданиях. Интересовался историей архитектуры ("О религиозном зодчестве в России" // Рус. мысль, 192324, #9-12: "Гибель и воссоздание неоценимых сокровищ". Берлин, 1937). С. внес решающий вклад в обоснование евразийской доктрины. В истории России он видел процесс превращения Евразии как географического мира в Россию-Евразию как геополитическое единство, принципиально отличное от Западной Европы, Россия, по мнению С., представляет собой "целостный Востоко-Запад", в ее исторических судьбах сильнее всего проявляется "азиатский элемент", "степная стихия" - наследие периода, когда пространство Евразии политически объединили монголы. Будучи "наказанием Божиим", монгольское иго оказало неискоренимое влияние на психологию, быт, социальную организацию и государственность русского народа, вследствие чего невозможно отделить "татарское" от "подлинно русского". Больше того, власть татар благоприятствовала сохранению "чистоты национального творчества" русских, тогда как на территории, оказавшейся в орбите влияния Литвы и Польши, русская культура почти исчезла, вытесненная "латинством", В то же время "под пеленою Золотой Орды возрастало Русское государство", которое с XV в. было многонациональным: Россия явилась "наследницей Великих Ханов", хотя духовный её источник - Византия. Революция в России, как считал С., не меняет направления исторического процесса: Евразия остается "месторазвитием" особой цивилизации, происходит лишь видоизменение многовековой традиции, её "мутация". Поэтому, категорически отвергая большевизм как идейное порождение западной культуры, материализма и атеизма, С. находил его созвучным евразийству постольку, поскольку, во-первых, революция, вопреки умыслу большевиков, на деле "означает выпадение России из рамок европейского бытия" и, во-вторых, поскольку "социализм преображается в этатизм". Евразийское понимание планового хозяйства, утверждал он, еще радикальнее, чем у большевиков, и в этом смысле "мы являемся сверхсоциалистами". Не отказываясь от заимствования у западной цивилизации материально-технических достижений, Россия сохранит, благодаря православию, самостоятельность в духовно-нравственной сфере, "русское благочестие", и в конечном итоге место социализма займет Церковь. Вместе с тем С. был убежден, что, воспринимая объединительную традицию, современная Россия "должна решительно и бесповоротно отказаться от прежних методов объединения, принадлежащих изжитой, преодоленной эпохе, - методов насилия и войны". Взгляды С. и других евразийцев подвергли критике многие деятели эмиграции, в том числе А.Кизеветтер, Н.Бердяев, П.Милюков, С.Франк; они писали об "отталкивании" евразийцев от западной культуры в эпоху, когда происходит взаимопроникновение культурных типов Востока и Запада, о распространении ими антихристианской нелюбви к народам Западной Европы, о том, что они "спешат похоронить демократию и воскуряют фимиам большевистскому режиму". Выразил несогласие с С. и Струве. Вместе с Н.Алексеевым и В.Ильиным С. отмежевался от "парижского" направления евразийства ("кламарского уклона"), сторонники которого считали необходимым политизировать движение и идти на прямое сотрудничество с большевиками ("О газете "Евразия"; газета "Евразия" не есть евразийский орган". Париж, 1929). Истинное евразийство, по мнению С., - в отказе от "соблазнов эмигрантской политической мишуры", вообще в замене примата политики приматом культуры; евразийство чуждо как материализму, так и идеализму, ибо "евразийцы отмечены совершенно исключительным вниманием к материальному, ...но эта материя, проникнутая идеей, это материя, в которой дышит Дух". Однако, по свидетельству Д. Мейснера, несмотря на "сильный православноцерковный акцент многих евразийцев - прежде всего Савицкого", "правоверные эмигранты" считали и его "болыпевизаном", склоняющимся к большевизму". В 1938-39 С. работал над книгой "Основы геополитики России", заказанной И.Фондаминским (книга осталась незаконченной), в которой в согласии с Г.Вернадским доказывал, что многое в истории, культуре и экономике России определено взаимодействием между своеобразными "историческими формациями" двух "флагообразно" расположенных зон - степной и лесной. В те же годы безуспешно пытался восстановить евразийское движение. В 1940-44 С. был директором русской гимназии в Праге. Сразу после освобождения Праги в мае 1945 арестован, привезен в Москву и по обвинению в антисоветской деятельности приговорен к 10 годам заключения в лагерях. Отбывал наказание с 1946 в Мордовии, с 1954- под Москвой. Освобожден в 1956, получил разрешение вернуться к семье в Прагу, но к преподавательской деятельности не был допущен. Занимался переводами с чешского языка на русский, писал стихи и воспоминания. Снова был арестован чехословацкими властями за изданный в 1960в Париже сборник стихов "Посев", в котором нашла отражение и лагерная тема; вскоре освобожден под давлением международной научной общественности, в частности, Б.Рассела. Соч.: Из прошлого русской географии: Периодизация истории русских открытий. Прага, 1931; За творческое понимание природы русского мира. Прага, 1939; (Статьи] / Евразия: Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992; (Статьи] / Россия между Европой и Азией: евразийский соблазн. Антология. М., 1993. Лит.: (Савицкий Нил]. Савицкие: Родословная роспись. Киев, 1913; Мейснер Д. Миражи и действительность. М., 1966; Исаев И.А. Политико-правовая утопия в России. Конец XIX - начало XX в. М., 1991; Степанов Н.Ю. Идеологи евразийства: П.Н.Савицкий / Евразия. Исторические взгляды русских эмигрантов. М., 1992. Арх.: ГАРФ, ф.5783. И. Розенталь

Найти все значения АВИЦКИЙ Петр Николаевич:

АВИЦКИЙ Петр Николаевич - это ...

Толкование АВИЦКИЙ Петр Николаевич

Определение АВИЦКИЙ Петр Николаевич

АВИЦКИЙ Петр Николаевич означает ...

Синоним к АВИЦКИЙ Петр Николаевич

Реферат на тему АВИЦКИЙ Петр Николаевич



Мы будем признательны Вам, если Вы разместите ссылку на нашу страницу:
На блоге


На форуме (bb-код):


Код нашей кнопки:
АВИЦКИЙ Петр Николаевич


Прямая ссылка на эту страницу


//ССЫЛКИ БЫЛИ ТУТ

Все словари

Словарь Ожегова
Словарь Даля
Словарь Ушакова
Словарь церковных терминов
Энциклопедия юриста
Современный толковый словарь
Словарь психиатрических терминов
Словарь лекарственных трав
Современный словарь
Энциклопедия относительного и абсолютного знания
Энциклопедия мировых сенсаций XX века том 1-2
Энциклопедический справочник стран
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь русской цивилизации
Энциклопедический словарь конституционного права
Словарь синонимов
Словарь воровского жаргона
Теософский словарь
Энциклопедический справочник стран и столиц
Энциклопедия чудес
Золотая книга эмиграции
Театральная энциклопедия
Сто великих изобретений
Полный словарь медицинских терминов
Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку
Kladr
Новейший философский словарь
Словарь по политологии
Философский энциклопедический словарь
Энциклопедия третьего Рейха
Казачий словарь-справочник
Энциклопедия значений имен
Энциклопедия обрядов и обычаев
Энциклопедия. История философии
Энциклопедия. Мифы древнего Египта

Ваши пожелания


© 2019 slovco.ru Словцо Контакты Rambler's Top100

s1 s2 s3 s4 s5 s6 s7 s8 s9 s10 s11 s12 s13 s14 s15 s16 s17 s18 s19 s20 s21 s22 s23 s24 s25 s26 s27 s28 s29 s30 s31 s32 s33 s34 s35 s36 s37 s38 s39 s40 s41 s42 s43 s44 s45 s46 s47 s48 s49 s50 s51 s52 s53 s54 s55 s56 s57 s58 s59 s60 s61 s62 s63 s64 s65 s66 s67 s68 s69 s70 s71 s72 s73 s74 s75 s76 s77 s78 s79 s80 s81 s82 s83 s84 s85 s86 s87 s88 s89 s90 s91 s92 s93 s94 s95 s96 s97 s98 s99 s100 s101 s102 s103 s104 s105 s106 s107 s108 s109 s110 s111 s112 s113 s114 s115 s116 s117 s118 s119 s120 s121 s122 s123 s124 s125 s126 s127 s128 s129 s130 s131 s132 s133 s134 s135 s136 s137 s138 s139 s140 s141 s142 s143 s144 s145 s146 s147 s148 s149 s150 s151 s152 s153 s154 s155 s156 s157 s158 s159 s160 s161 s162 s163 s164 s165 s166 s167 s168 s169 s170 s171 s172 s173 s174 s175 s176 s177 s178 s179 s180 s181 s182 s183 s184 s185 s186 s187 s188 s189 s190 s191 s192 s193 s194 s195 s196 s197 s198 s199 s200 s201 s202 s203 s204 s205 s206 s207 s208 s209 s210 s211 s212 s213 s214 s215 s216 s217 s218 s219 s220 s221 s222 s223 s224 s225 s226 s227 s228 s229 s230 s231 s232 s233 s234 s235 s236 s237 s238 s239 s240 s241 s242 s243 s244 s245 s246 s247 s248 s249 s250