Поиск по сайту  


Золотая книга эмиграции :



Толкование АССАЛИТИНОВ Николай Осипович


АССАЛИТИНОВ Николай Осипович (24.2.1880, Елец, Орловской губ. 22.3.1961, София) - актер, педагог, режиссер. Из патриархальной семьи: отец, Осип Иераклиевич М" был служащим чайной фирмы Боткиных, занимался определением сортов чая (гутор). Мать, Анна Максимовна (урожд. Зубова), вела домашнее хозяйство. Большое влияние на детей, Николая и его сестру Варвару, оказала бабушка - Глафира Николаевна - исполнительница народных песен, сказительница. В 1886 отца перевели в Томск, где прошли детство и юность М. Гимназистом он принимал участие вместе с сестрой в любительских спектаклях, проходивших в зале городской библиотеки. М. мечтал стать врачом ив 1900 поступил на медицинский факультет Томского университета, но был исключен за участие в студенческих демонстрациях; перешел в Технологический институт, откуда уволен по той же причине и лишен права жительства в Томске. По совету сестры - к тому времени актрисы Малого театра, переехал в Москву ив 1904 был принят в Театральное училище в класс А.Федотова. Вторым педагогом М. был А.Ленский, любовь к слову привили ему О.Садовская, Г.Федотова, М.Ермолова, А.Южин, Е.Лешковская. На выпускном спектакле училища в 1907 присутствовали К.Станиславский и Вл.Немирович-Данченко, пригласившие М. в Художественный театр (МХТ). Между Малым театром и МХТ началась борьба за талантливого ученика, но М. предпочел МХТ, который давно страстно любил. Он сразу был включен в старый репертуар, сыграв Скалозуба в "Горе от ума" А.Грибоедова, Доктора в "Бранде" Г.Ибсена, 3-го рабочего в "Драме жизни" К.Гамсуна. В 1907-9 играл небольшие роли в премьерах: "Борис Годунов" А.Пушкина (князя Воротынского и князя Курбского), "Жизнь человека" Л.Андреева (Отца и в массовой сцене), "Синяя птица" М.Метерлинка (Отца и Бук), "Ревизор" Н.Гоголя (Уховертова), "У царских врат" Гамсуна (профессора Гиллинга), "Месяц в деревне" И.Тургенева (Ислаева). Новые крупные роли М. показали, что он занял прочное место в театре: Клавдий в "Гамлете" В.Шекспира (1911), Станицын в "Где тонко, там и рвется" Тургенева (1912), Шатов в "Николае Ставрогине" Ф.Достоевского (1913), Живновский в "Смерти Пазухина" М.Салтыкова-Щедрина (1914), Ростанев в "Селе Степанчикове" Ф.Достоевского (1917). Он вводился в спектакли: "Три сестры" (Соленый), "Вишневый сад" (Лопахин) и "На дне" (Сатин). Работая в МХТ с 1907 по 1922, М. сыграл более 30 ролей. Станиславский называл его среди тех мастеров психологической школы, которые были, по его мнению, фигурами мирового масштаба. Н.Эфрос писал о нем: "Для Массалитинова верх, самый высокий полет его сценических сил - был второй спектакль Достоевского "Бесы". Но такие же черты актерского образа и такой же сценический метод проявляются иногда и даже с большим результатом во всех исполнениях Массалитинова", В 1913 вместе с Н.Подгорным и Н.Александровым М. создал частную Школу драматического искусства ("Школа трех Николаев"); когда из-за нехватки средств школа закрылась, ученики последнего класса объединились во 2ю студию Художественного театра. Среди учеников М. были А.Тарасова, В.Соколова, А.Зуева, Н.Баталов, М.Крыжановская, В.Вербицкий. 6/6.1919 группа актеров МХТ открыла гастроли в Харькове спектаклем "Вишневый сад" (М. играл Лопахина); в "Дяде Ване" исполнил роль Войницкого. В.Шверубович вспоминал: "Дядя Ваня-Массалитинов был, по-моему, во много, много раз лучше создателя этой роли Вишневского... Не знаю, так ли это уж было важно, но даже если Массалитинов и не был элегантен (этого он не мог), то он был интеллигентен, талантлив, умен, ничего дикого не было в мысли, что если бы он жил иначе, из него бы мог выйти Шопенгауэр, Достоевский... Массалитинов действительно очень любил Елену и страстно ненавидел Серебрякова - в это можно было поверить, так как темперамент Николая Осиповича легко вспыхивал и пламенел ярче и горячее всего именно в ненависти. Он лучше, страстнее ненавидел, чем любил". После того, как занявшие 23 июня части белых отрезали "Качаловскую группу" (так называлась труппа по имени ее главного актера) от Москвы, она выступала в южных городах, испытав холод, неудобства, отсутствие хороших сцен, недоброжелательство, но и восторг зрителей. М. входил вместе с И.Берсеневым и С.Бертенсоном в правление группы и стал режиссером: в Одессе поставил "Осенние скрипки" И.Сургучева (сыграл роль Лаврова), в Екатеринодаре (совм. с Н.Литовцевой) - "У жизни в лапах" Гамсуна и "Братья Карамазовы" Достоевского (играл Бондезена и Прокурора). Вслед за гастролями в Тбилиси (1920) артисты выехали 27 сентября из Батума в Константинополь, а оттуда в Софию, где 20 октября "Вишневым садом" с Лопахиным-М. открыли гастроли. Здесь "Братья Карамазовы" были М. восстановлены в полном объеме и игрались в два вечера. Вместе с Литовцевой поставлены "Три сестры" (М.Андрей). Гастроли прошли удачно, М. заметили и зрители, и коллеги-актеры. С 18.1.1921 начались выступления в Югославии: Белград, Загреб; в Любляне 1 и 2 марта состоялась премьера "На дне" М.Горького (постановка М., он также сыграл Сатина). Затем гастроли продолжились в Праге. После возвращения части группы в Москву М. вместе с оставшимися актерами играл в Городском театре на Королевских виноградах (в просторечьи "Виноградский театр"), 18 сентября состоялась премьера "Гамлета" (реж. Р.Болеславский, М. играл роль Клавдия). 2.9.1921 у М. и его жены, К.Краснопольской, родилась дочь Таня, ныне народная артистка Болгарии. В октябре играли в Братиславе, затем переехали в Вену, имели там шумный успех. Позднее выступали в Стокгольме, в Берлине. В начале 1922 в Берлин приехал Н.Подгорный, представитель Немировича-Данченко. Всю группу звали обратно в театр, но М. решил в Москву не возвращаться. Он играл старые роли в Лейпциге, Дрездене, Сопоте, в Прибалтике, в Скандинавии. В группе не было уже прежнего единения и взаимопонимания. В мае 1922в Мальмё М. в последний раз сыграл в "Качаловской группе" Лопахина и Сатина, и группа перестала существовать. М. остался с немногими актерами, которые с момента отъезда Качалова, Книппер-Чеховой и др. в Москву стали называть себя "Зарубежная группа артистов МХТ" или, по месту основной работы, "Пражская группа". М. много играл, он заново поставил и обновил следующие спектакли: "Село Степанчиково" (играл Ростанева), "Вишневый сад" (играл Лопахина), "Дядя Ваня" (играл Войницкого), "Король темного чертога" Р.Тагора (читал от автора). В 1924 были поставлены новые спектакли: "Битва жизни" Ч.Диккенса, "Женитьба" Гоголя, "Екатерина Ивановна" Андреева, "Медея" Еврипида. В том же году М. создал в Берлине частную театральную школу: через учившихся там болгар имя М. стало известно в Болгарии, где театр переживал кризис. После новых болгарских гастролей "Пражской группы" (конец 1924) М. окончательно обосновался в Болгарии. С 1925 М.- главный режиссер Народного театра в Софии. Первый спектакль М. - "Двенадцатая ночь" Шекспира (1926) - вызвал бурную реакцию зрителей и восторг прессы: "Всё и все связаны умелой рукой мастера - в одно органическое целое. Здесь всё стройно и гармонично слилось: и декорации, костюмы, музыка, освещение и мизансцены - с исполнителями всех ролей, даже самых незначительных. Получилась одна дивная симфония из красок, тонов и линий". В болгарский театр М. привнес принципы МХТ, основы системы Станиславского. С помощью своих берлинских учеников М. за три года омолодил труппу театра, поднял уровень режиссуры и создал интересный репертуар. Среди постановок М.: русская классика - "Горе от ума" (1930), "Бедность не порок", "На дне" (1932), "Бесприданница" (1937), "Враги" (1944), "Три сестры" (1953), "Таланты и поклонники" (1955); пьесы западных драматургов - "Принц Гамбургский" (1942), "Гамлет", "Эрнани" (1943); но главной его заботой было создание национального репертуара. По словам драматурга С.Костова, М. "создал болгарскую пьесу". Введя систему совместной работы театра и драматурга, он помог развиться дарованиям таких писателей как И.Йовков, С.Костов, Р.Стоянов, Т.Влайков, Н.Икономов, С.Савов и др., поставил множество спектаклей по их пьесам и пьесам болгарских классиков: "Мастера" Стоянова (1927); "Албена", "Боряна" (1928); "Миллионер" (1930); "Обыкновенный человек" Исакова (1936); "Над пропастью", "Престол" И.Вазова (1934); "Борьба продолжается" Кр.Кюлявкова (1946). Одновременно со строительством театра М. продолжал выступать на сцене, сыграл Тартюфа, фамусова, Маттиаса Клаузена ("Перед заходом солнца" Г.Гауптмана), Леона ("Борьба продолжается"): на концертной эстраде читал А.Блока, А.Пушкина, М.Лермонтова, М.Горького, Ф.Тютчева, В.Маяковского и др. Созданная им в 1926 школа при Народном театре положила начало систематическому театральному образованию в Болгарии. В 1948 она превратилась в институт (ВИТИЗ), профессором которого М. работал многие годы. Среди его учеников Иван Димов, Зорка Иорданова, Ирина Тасева, Филипп Филиппов, Петя Герганова, Марта Попова, Константин Кисимов, Ольга Кирчева, Стефан Гецов. Руководил Народным театром до 1944, работал и в др. театрах Болгарии, ставил спектакли в Югославии. Имя его носит театр в Пловдиве. В 1948 удостоен звания народного артиста Болгарии. К.Сафаров, вспоминая о М" говорил: "Этот человек - счастье для всего нашего театра". Лит.: Державин К. Болгарский театр. Очерк истории. М.-Л., 1950; Тихова И. Массалитинов. София, 1959; Николай Осипович Массалитинов. К 80-летию со дня рождения. София, 1960; Шверубович В. О старом Художественном театре. М., 1990. М. Иванов

Найти все значения АССАЛИТИНОВ Николай Осипович:

АССАЛИТИНОВ Николай Осипович - это ...

Толкование АССАЛИТИНОВ Николай Осипович

Определение АССАЛИТИНОВ Николай Осипович

АССАЛИТИНОВ Николай Осипович означает ...

Синоним к АССАЛИТИНОВ Николай Осипович

Реферат на тему АССАЛИТИНОВ Николай Осипович



Мы будем признательны Вам, если Вы разместите ссылку на нашу страницу:
На блоге


На форуме (bb-код):


Код нашей кнопки:
АССАЛИТИНОВ   Николай   Осипович


Прямая ссылка на эту страницу


//ССЫЛКИ БЫЛИ ТУТ

Все словари

Словарь Ожегова
Словарь Даля
Словарь Ушакова
Словарь церковных терминов
Энциклопедия юриста
Современный толковый словарь
Словарь психиатрических терминов
Словарь лекарственных трав
Современный словарь
Энциклопедия относительного и абсолютного знания
Энциклопедия мировых сенсаций XX века том 1-2
Энциклопедический справочник стран
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь русской цивилизации
Энциклопедический словарь конституционного права
Словарь синонимов
Словарь воровского жаргона
Теософский словарь
Энциклопедический справочник стран и столиц
Энциклопедия чудес
Золотая книга эмиграции
Театральная энциклопедия
Сто великих изобретений
Полный словарь медицинских терминов
Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку
Kladr
Новейший философский словарь
Словарь по политологии
Философский энциклопедический словарь
Энциклопедия третьего Рейха
Казачий словарь-справочник
Энциклопедия значений имен
Энциклопедия обрядов и обычаев
Энциклопедия. История философии
Энциклопедия. Мифы древнего Египта

Ваши пожелания


© 2019 slovco.ru Словцо Контакты Rambler's Top100

s1 s2 s3 s4 s5 s6 s7 s8 s9 s10 s11 s12 s13 s14 s15 s16 s17 s18 s19 s20 s21 s22 s23 s24 s25 s26 s27 s28 s29 s30 s31 s32 s33 s34 s35 s36 s37 s38 s39 s40 s41 s42 s43 s44 s45 s46 s47 s48 s49 s50 s51 s52 s53 s54 s55 s56 s57 s58 s59 s60 s61 s62 s63 s64 s65 s66 s67 s68 s69 s70 s71 s72 s73 s74 s75 s76 s77 s78 s79 s80 s81 s82 s83 s84 s85 s86 s87 s88 s89 s90 s91 s92 s93 s94 s95 s96 s97 s98 s99 s100 s101 s102 s103 s104 s105 s106 s107 s108 s109 s110 s111 s112 s113 s114 s115 s116 s117 s118 s119 s120 s121 s122 s123 s124 s125 s126 s127 s128 s129 s130 s131 s132 s133 s134 s135 s136 s137 s138 s139 s140 s141 s142 s143 s144 s145 s146 s147 s148 s149 s150 s151 s152 s153 s154 s155 s156 s157 s158 s159 s160 s161 s162 s163 s164 s165 s166 s167 s168 s169 s170 s171 s172 s173 s174 s175 s176 s177 s178 s179 s180 s181 s182 s183 s184 s185 s186 s187 s188 s189 s190 s191 s192 s193 s194 s195 s196 s197 s198 s199 s200 s201 s202 s203 s204 s205 s206 s207 s208 s209 s210 s211 s212 s213 s214 s215 s216 s217 s218 s219 s220 s221 s222 s223 s224 s225 s226 s227 s228 s229 s230 s231 s232 s233 s234 s235 s236 s237 s238 s239 s240 s241 s242 s243 s244 s245 s246 s247 s248 s249 s250