Поиск по сайту  


Золотая книга эмиграции :



Толкование АРТВЕЛИ Александр Михайлович


АРТВЕЛИ Александр Михайлович (9.9.1896, Тбилиси - 20.7.1974, Нью-Йорк) конструктор самолетов, Его отец, грузин, был мировым судьей. К. окончил военное училище и в годы 1 -и мировой войны служил в русской армии в чине офицера-артиллериста. На фронте он познакомился с авиацией, и с тех пор самолеты стали главным делом его жизни. Когда в 1919 К. был послан в Париж для продолжения военного образования, он решил отказаться от специальности артиллериста и поступил в Высшую авиационную школу. Узнав в 1921, что в Грузии к власти пришли большевики, К. решил не возвращаться на родину. Он понимал, что эмигранту будет непросто найти хорошую работу, поэтому счел необходимым получить еще одну профессию; К. закончил Высшую электротехническую школу во Франции, но никогда не работал по этой специальности. Получив диплом авиационного инженера, К. поступил конструктором в фирму "Societe Industrielle", принимал участие в создании одноместных гоночных самолетов "Bernard" и "Ferbois", на последнем в 1924 был установлен новый мировой рекорд скорости. Тогда же он занялся по собственной инициативе проектированием гигантского пассажирского самолета для полетов из Парижа в НьюЙорк. Семимоторный цельнометаллический моноплан весом около 50 тонн должен был перевозить 50-60 пассажиров на расстояние в несколько тысяч километров. В 1927 К. познакомился в Париже с Ч.Левиным - эксцентричным американским миллионером и авиационным меценатом; К. рассказал ему о своем замысле и показал модель гигантского самолета. Идея настолько понравилась Левину, что он предложил К. и его коллегам немедленно переехать в США, чтобы приступить к работе над этим проектом, пообещав финансировать все расходы. В конце 1927 К. прибыл в Нью-Йорк. Прежде чем создавать дорогостоящий самолет-гигант, было решено построить его уменьшенный одномоторный прототип для пробного перелета из Нью-Йорка в Москву. Испытания экспериментальной машины, получившей название "Uncle Sam", в 1929 окончились неудачей. Левин, решив сэкономить, установил на самолете менее мощный, чем требовалось по расчетам, двигатель. В результате тяжело нагруженный топливом самолет не смог оторваться от земли. На этом сотрудничество с Левиным закончилось. Некоторое время К. работал инженером в филиале фирмы "Fokker" в США. В 1931 встретился с известным летчиком и изобретателем А.Прокофьевым-Северским, эмигрировавшим из России после революции. Северский предложил ему должность главного инженера в только что созданной фирме "Seversky Aircraft Corp." в Лонг-Айланде (шт. Нью-Йорк), и К. охотно согласился. Творческое сотрудничество двух талантливых авиационных специалистов дало отличные результаты. В 1930-е фирма Северского произвела такие превосходные для своего времени самолеты как амфибия SEV-3, на которой был установлен мировой рекорд скорости, учебно-тренировочный самолет нового поколения AT-8, первый американский скоростной истребитель-моноплан Р-35, двухместный конвойный истребитель 2РА. Сейчас трудно сказать, какую роль играл К. в создании каждой из этих машин. Можно предположить, что Северский, обладавший склонностью к изобретательству, являлся генератором общих идей, а имевший лучшую теоретическую подготовку К. занимался научным анализом и детальной проработкой проектов. О серьезном аналитическом подходе К. к проектированию самолетов свидетельствует, в частности, его статья об особенностях прочностного расчета металлических корпусов "летающих лодок" ("Stress analysis of flying boat hulls" // Aviation Engineering, 1932, № 4), появившаяся в период работы над гидросамолетом SEV-3. В 1939, когда по решению совета директоров Северский был смещен с поста президента фирмы, а сама фирма переименована в "Republic", К. назначили вице-президентом и руководителем конструкторского бюро фирмы, С этого момента и до начала 1960-х он являлся главным конструктором всех самолетов фирмы "Republic". Назначение К. на новый пост совпало с началом 2-й мировой войны. Америка еще сохраняла нейтралитет, но подготовка к войне уже началась, Военные требовали новых, более совершенных боевых самолетов. Ответом на эти требования было появление самолета "Republic Р-47 Thunderbolt" - самого большого и самого мощного истребителя периода 2-й мировой войны. Первый полет самолета Р-47 состоялся 6.5.1941. Наличие турбонагнетателя, приводимого в действие потоком выхлопных газов от двигателя, обеспечивало самолету превосходные летные качества на больших высотах (на последних модификациях самолета его скорость составляла почти 700 км/ч), а значительная емкость топливных баков - необычно большую дальность полета. Если учесть также мощное вооружение и высокую боевую живучесть благодаря сравнительно малой уязвимости двигателя воздушного охлаждения и мерам по бронезащите пилота и агрегатов самолета, то становится понятным, почему Р-47 "Thunderbolt" нередко называют лучшим истребителем 2-й мировой войны. Серийное производство самолета началось в марте 1942, а в начале 1943 Р-47 приняли "боевое крещение" в составе 56-й американской истребительной группы, базировавшейся на Британских островах. Первое время летчики скептически относились к непривычно большому и казавшемуся неуклюжим самолету, ему даже дали насмешливое прозвище "Jug" ("Кувшин") из-за бочкообразного фюзеляжа. Но когда Р-47 отлично прявил себя в боях, отношение к нему изменилось. Самолет применялся на всех фронтах как истребитель завоевания господства в воздухе, истребитель сопровождения, истребитель-бомбардировщик и самолет поддержки земных войск. До конца 1945 было произведено более 15 тысяч Р-47, на них было сделано 564 тысячи боевых вылетов, во время которых уничтожено или повреждено почти 12 тысяч самолетов противника, 86 тысяч железнодорожных вагонов, 6 тысяч бронетранспортеров и танков. При этом относительный уровень потерь Р-47 был наименьший среди применявшихся в войне с Германией американских истребителей. Истребители Р-47 поставлялись в другие страны антигитлеровской коалиции - Англию, СССР (наша страна получила 195 самолетов P-47D), Свободную Францию. После войны Р-47 состояли на вооружении 15 государств. Создание К. самолета Р-47 принесло фирме "Republic" процветание и известность. К концу войны эта была одна из крупнейших в мире авиастроительных компаний. Когда скорость истребителей приблизилась к 700-километровой отметке, стало очевидно, что дальнейшее увеличение мощности поршневого двигателя уже не может дать заметных результатов. Поэтому в середине 1944 К. приступил к проектированию самолета с реактивным двигателем, Такой самолет, F-84 "Thunderjet", был построен в конце 1945. Это был один из первых в США реактивных истребителей. Самолет представлял собой принципиально новую конструкцию, Крыло приобрело прямолинейные очертания, фюзеляж стал более узким и длинным, была разработана новая схема шасси с носовой стойкой. Воздух, идущий от воздухозаборника в носу самолета по двум каналам, огибающим кабину пилота, поступал к двигателю, расположенному в средней части фюзеляжа. Реактивное сопло большой длины образовывало заднюю часть фюзеляжа. Такая компоновка не оставляла места для размещения топлива в фюзеляже, и баки с горючим располагались внутри крыла. F-84 поступил на вооружение в 1947. Он являлся достойным преемником истребителя Р-47. При максимальной скорости 950-1000 км/ч F-84 имел мощное вооружение (6 крупнокалиберных пулеметов и ракеты) и мог нести на подкрыльевых подвесках солидный груз бомб (до 900 кг). Вариант F-84G был снабжен системой дозаправки топливом в воздухе, что позволило подразделению этих самолетов в августе 1953 совершить рекордный по дальности для реактивных истребителей перелет из США в Англию. Всего было построено 4 457 самолетов F-84. "Thunderjet" первое время принимал участие весьма успешно в войне в Корее. Но когда на вооружении северокорейских ВВС появились советские истребители МиГ-15 со стреловидным крылом, К. понял необходимость срочной модернизации своего самолета. В рекордно короткий срок - за первые 6 месяцев 1950 - фирма "Republic" спроектировала и изготовила вариант самолета со стреловидным крылом - F-84F "Thunderstreak". Максимальная скорость возросла до 1150 км/ч. Последним истребителем, созданным под руководством К., был сверхзвуковой самолет "Republic F-105 Thunderchief". Проектирование этой машины началось в 1951 как инициативный проект, а первый полет самолет совершил в конце 1955. F-105 создавался на замену F-84, обладал вдвое большей скоростью и значительно превосходящей грузоподъемностью. В конструкции самолета было много нового: боковые воздухозаборники имели скошенные заостренные кромки для того, чтобы минимизировать влияние скачков уплотнения на обтекание задней части фюзеляжа и хвостового оперения. Поперечное управление на сверхзвуковых скоростях, когда эффективность обычных органов управления снижалась, осуществлялось с помощью выдвигающихся из крыла пластин (интерцепторов). Продольное управление достигалось отклонением цельноповоротных поверхностей горизонтального оперения. Створки регулируемого сопла двигателя могли отклоняться наружу на большой угол, выполняя таким образом функцию воздушных тормозов. На заводах США было произведено более тысячи самолетов F-105 различных модификаций. F-105 широко применялись американцами во время войны во Вьетнаме, в основном как бомбардировщики и самолеты поддержки наземных войск: они принимали участие в 75% боевых операций с использованием авиации. Если Р-47 был одним из основных американских истребителей во 2-й мировой войне, то F-105 по праву можно считать "рабочей лошадью" ВВС США в годы вьетнамской войны. В 1950-е фирма "Republic" стала лидером в производстве реактивных истребителей-бомбардировщиков. Главный конструктор этих самолетов, К., находился в зените славы. Он был членом Национальной аэронавтической ассоциации, Международного авиационного .сообщества и целого ряда др. влиятельных организаций, имел степень почетного доктора наук. Однако К. занимался не только созданием истребителей. В конце 1944 он построил легкий самолет-амфибию RC-3 "Seabee" с четырехместной кабиной - своего рода "летающий автомобиль". Нетипичной для К. машиной был и дальний четырехмоторный фоторазведчик XF-12 с четырьмя поршневыми двигателями Пратт-Уитни R-4 360. Он создавался для стратегической разведки над Тихим океаном и должен был обладать огромной дальностью полета - более 7 тысяч километров. Максимальная скорость самолета составляла 724 км/ч; это был самый скоростной в мире многомоторный самолет с поршневыми двигателями. Столь впечатляющие летные характеристики были достигнуты за счет исключительной обтекаемости внешних форм самолета и использования энергии выхлопных газов как источника дополнительной тяги (удлиненные задние части мотогондол имели форму реактивных сопел). В связи с окончанием военных действий самолет не строился в серии. К. всегда отстаивал значение эстетичности конструкции. "Опыт показывает, что законы аэродинамики и законы эстетики близки друг другу. Как правило то, что красиво внешне, является совершенным и в смысле аэродинамики", - говорил он. Проектируя военные самолеты, К. интересовался прежде всего обтекаемостью и конструктивным совершенством летательного аппарата. Пулеметные установки, подвесное вооружение, внешние топливные баки, стартовые ускорители и все прочие "наросты" на теле самолета, делающие его боевой машиной, он воспринимал как досадные помехи, возникающие по требованию людей, не понимающих красоты и не любящих самолет сам по себе. К. жил в пригороде Нью-Йорка, в Хантингтоне, с женой Джинн Роббинс. Детей у них не было. В 1962, после почти 40 лет авиаконструкторской деятельности, К. решил покинуть фирму. Но размеренная жизнь пенсионера оказалась не для него, и уже через 3 месяца он вернулся в "Republic", на этот раз как консультант, "Я люблю быть в компании людей моей профессии и идти в ногу с прогрессом", объяснял он свое решение. В сентябре 1964 из-за служебного конфликта К. ушел с этой должности, но когда в 1965 фирма "Republic" слилась с компанией "Fairchild Hiller", он вновь занял место консультанта по проектированию летательных аппаратов. На этом посту он оставался до конца жизни, участвовал в разработке новейших боевых самолетов. Лит.: Who's Who in World Aviation. Washington, 1955; Соболев Д.А. Главный конструктор фирмы Рипаблик // Крылья Родины, 1993, № 11-12. Арх.: Biographical Sketch of Alexander Kartveli; Kartveli and Thiebot // National Air and Space Museum's Archive, USA. Д. Соболев

Найти все значения АРТВЕЛИ Александр Михайлович:

АРТВЕЛИ Александр Михайлович - это ...

Толкование АРТВЕЛИ Александр Михайлович

Определение АРТВЕЛИ Александр Михайлович

АРТВЕЛИ Александр Михайлович означает ...

Синоним к АРТВЕЛИ Александр Михайлович

Реферат на тему АРТВЕЛИ Александр Михайлович



Мы будем признательны Вам, если Вы разместите ссылку на нашу страницу:
На блоге


На форуме (bb-код):


Код нашей кнопки:
АРТВЕЛИ    Александр    Михайлович


Прямая ссылка на эту страницу


//ССЫЛКИ БЫЛИ ТУТ

Все словари

Словарь Ожегова
Словарь Даля
Словарь Ушакова
Словарь церковных терминов
Энциклопедия юриста
Современный толковый словарь
Словарь психиатрических терминов
Словарь лекарственных трав
Современный словарь
Энциклопедия относительного и абсолютного знания
Энциклопедия мировых сенсаций XX века том 1-2
Энциклопедический справочник стран
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь русской цивилизации
Энциклопедический словарь конституционного права
Словарь синонимов
Словарь воровского жаргона
Теософский словарь
Энциклопедический справочник стран и столиц
Энциклопедия чудес
Золотая книга эмиграции
Театральная энциклопедия
Сто великих изобретений
Полный словарь медицинских терминов
Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку
Kladr
Новейший философский словарь
Словарь по политологии
Философский энциклопедический словарь
Энциклопедия третьего Рейха
Казачий словарь-справочник
Энциклопедия значений имен
Энциклопедия обрядов и обычаев
Энциклопедия. История философии
Энциклопедия. Мифы древнего Египта

Ваши пожелания


© 2019 slovco.ru Словцо Контакты Rambler's Top100

s1 s2 s3 s4 s5 s6 s7 s8 s9 s10 s11 s12 s13 s14 s15 s16 s17 s18 s19 s20 s21 s22 s23 s24 s25 s26 s27 s28 s29 s30 s31 s32 s33 s34 s35 s36 s37 s38 s39 s40 s41 s42 s43 s44 s45 s46 s47 s48 s49 s50 s51 s52 s53 s54 s55 s56 s57 s58 s59 s60 s61 s62 s63 s64 s65 s66 s67 s68 s69 s70 s71 s72 s73 s74 s75 s76 s77 s78 s79 s80 s81 s82 s83 s84 s85 s86 s87 s88 s89 s90 s91 s92 s93 s94 s95 s96 s97 s98 s99 s100 s101 s102 s103 s104 s105 s106 s107 s108 s109 s110 s111 s112 s113 s114 s115 s116 s117 s118 s119 s120 s121 s122 s123 s124 s125 s126 s127 s128 s129 s130 s131 s132 s133 s134 s135 s136 s137 s138 s139 s140 s141 s142 s143 s144 s145 s146 s147 s148 s149 s150 s151 s152 s153 s154 s155 s156 s157 s158 s159 s160 s161 s162 s163 s164 s165 s166 s167 s168 s169 s170 s171 s172 s173 s174 s175 s176 s177 s178 s179 s180 s181 s182 s183 s184 s185 s186 s187 s188 s189 s190 s191 s192 s193 s194 s195 s196 s197 s198 s199 s200 s201 s202 s203 s204 s205 s206 s207 s208 s209 s210 s211 s212 s213 s214 s215 s216 s217 s218 s219 s220 s221 s222 s223 s224 s225 s226 s227 s228 s229 s230 s231 s232 s233 s234 s235 s236 s237 s238 s239 s240 s241 s242 s243 s244 s245 s246 s247 s248 s249 s250