Поиск по сайту  


Золотая книга эмиграции :



Толкование АРИОНОВ Михаил Федорович


АРИОНОВ Михаил Федорович (22.5.1881, Тирасполь, Херсонской губ. - 10.5.1964, фонтене-О-Роз, Франция) - живописец, график, театральный художник. Сын военного фельдшера. С 12 лет в Москве, где окончил реальное училище Воскресенского, В 1898-1910 учился с перерывами в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у И.Левитана, В.Серова, К.Коровина, С.Иванова. В 1901 исключался на 1 год из училища (3 картины Л. были признаны порнографическими). Познакомился в училище с Н.Гончаровой, ставшей в начале 900-х его женой. Ранние работы, написанные на рубеже 1890-х - 1900-х пастелью и маслом, карандашом и углем, - иллюстрации, сценки из мира театра и, главным образом, пейзажи и натюрморты, исполненные в сплавленных между собою серых и охристых красках ("Зимний пейзаж", "фабрика"). Картины: "Офицеры, играющие в карты" (1902), "Верхушки акаций" (1904), а также созданные в Тирасполе - "Рыбы", "Розовый куст после дождя", "Дождь" (1904) - представляли постимпрессионистский этап в ван-гоговской версии, привязанной к живой натуре; в работах 1906 появились домашние животные: "Волы на отдыхе", "Гуси". Осенью 1906 Л. побывал по приглашению С.Дягилева в Париже и Лондоне; выставлял свои работы на выставках объединения "Мир искусства", Союза русских художников и парижского Осеннего салона. Сотрудник журналов "Золотое руно" и "Искусство", в которых впервые опубликовал репродукции картин Ван Гога, Гогена и Сезанна. Начало примитивистского периода в творческом развитии Л. - организованная вместе с Д.Бурлюком выставка "Стефанос" (Москва, 1907-8), на смену раздельным мазкам пришли интенсивные цветовые пятна ("Портрет Велимира Хлебникова", 1910), росла динамичность натуры ("Цыганка", 1908). В 1907 под впечатлением от образцовпримитивов была создана серия "Парикмахеры", в которой Л. утрировал приемы провинциальной вывески, придавая своей манере характер "жизнеутверждающего гротеска". Примитивистская и натурная линии этого периода были вариантами "фовистской" фазы творчества Л. Впечатления от военной службы дали Л. материал для обширной серии работ из солдатской жизни: группа натурных мотивов ("Утро в казарме", 1910), прямые апелляции к искусству примитивов ("Солдат верхом", 1911), композиции, где реальные эпизоды окрашены воспоминаниями о старинных лубках ("Отдыхающий солдат", "Солдаты", 1910-11) и где достигла апогея "атмосфера снижений" ("Курящий солдат", "Автопортрет в солдатской рубахе", 1911). По замечанию С.Романовича, ученика и друга Л., художник "был включен в круг той стихийной жизни, в которой все это существовало. Выразить эту жизнь так, как он этого хотел, можно было, передав ее мощную животную основу". Для Л. сцены из сниженного солдатского обихода - исток высокой поэзии. В четырех полотнах серии "Времена года" (1912) прототипы уже неузнаваемы, это наивное творчество как таковое. В 1908-9 Л. был в числе организаторов двух экспозиций французской живописи при "Салонах Золотого руна", в 1911 устроил персональную выставку в Обществе свободной эстетики, в 1913 совместно с Н.Виноградовым две выставки русских и восточных лубков. Вошел в 1910 в Союз молодежи. Организовал примитивистские выставки "Бубновый валет" (1910-11), "Ослиный хвост" (1912) и "Мишень" (1913), чьи нарочито сниженные названия отвечали замыслу превращения экспозиций в своего рода "площадные" или "ярмарочные" представления; оказал большое влияние на участников этих выставок - П.Кончаловского, И.Машкова, В.Татлина, А.Шевченко, Д.Бурлюка, М.Ледантю. В последующих произведениях творчество Л. достигло невиданной эстетической утонченности. В 1912-14 созданы "лучистые" полотна Л" в которых натурный мотив исчез, но, в отличие от "абстрактного искусства", они вызывали ассоциации с реальными природными явлениями, например, сосновой хвоей ("Желто-коричневый лучизм", 1912: "Лучистый пейзаж"). Экспонировал эти работы на московских выставках "Мишень" (1913), "No 4" (1914), "1915-й год" (1915), в галерее Поля Гийома в Париже (1914). Выпустил манифест "Лучизм" (М" 1913; переизд. в 1917 в Италии). Воздействие нового Л. испытали будущие члены обществ "Маковец" и "Путь живописи" В.Чекрыгин, Л.Жегин, С.Романович и др. С 1912 Л. делал литографические рисунки со своих картин 1910-11, издававшиеся в виде почтовых открыток: некоторые литографии раскрашивал акварелью. Иллюстрировал "книжки футуристов", к которым, кроме рисунков, художник писал и тексты. В 1914 помогал Гончаровой в ее работе над декорациями к опере-балету "Золотой петушок" Н.Римского-Корсакова для дягилевских Русских сезонов. Прапорщиком участвовал в начале 1-й мировой войны в боях в Восточной Пруссии, был контужен и после излечения в госпитале демобилизован. В 1915 Л. и Гончарова присоединились к балетной труппе Дягилева в Уши (Швейцария), затем сопровождали ее в Испании и Италии; с 1917-в Париже. Вместе они оформили спектакли "Полуночное солнце" Римского-Корсакова (1915), "Естественная история" М.Равеля (1915, не осуществлен), "Русские сказки" А.Лядова (1916-18) и "Шут" С.Прокофьева (1921); ведущая роль принадлежала Л" определявшему основную идею спектакля, он же выполнял эскизы мизансцен и декораций, используя прежние находки (примитивы, "футуристическую" раскраску лиц). Л. выступал и как балетмейстер: под его руководством Т.Славинский поставил танец в "Шуте", Балетмейстерские приемы накладывали своеобразный отпечаток на его работы: акцент все более смещался на пластику движений танцора. В рисунках для постановки "Шута" фигурки танцовщиков, сначала раздетые до трико, затем как бы лишались и тел, превращаясь в графические схемы движений, но, в свою очередь, эти типично балетмейстерские деловые наброски становились для Л. предметом обостренного эстетического переживания, влияя на самый стиль его зарисовок на балетные темы. Линеарные контуры утверждались также в костюмах и декорациях ("Гамлет" М.Мартину, 1938; "Порт-Саид" К.Константинова, 1935). На смену писанным декорациям и фольклорным костюмам "Байки про лису" И.Стравинского (1921) пришли конструкция на сцене и рабочие трико для артистов ("Классическая симфония" Прокофьева, 1931). В 20-30-е у Л. постепенно стиралась грань между видами и жанрами искусства. Нарастающие монохромность, дематериализация, "рисовальный подход" сближали живопись с графикой, театральный эскиз все более превращался в станковое произведение по мотивам спектакля, и балетные персонажи продолжали свою жизнь в сериях станковых рисунков и гуашей (рисунки к "Лису"). В работах этого периода происходил возврат к предметности. Излюбленный круг мотивов - купальщицы, лежащие обнаженными, гуляющие женщины, сопровождаемые собаками; в натюрмортах - это либо обобщенный рисунок, либо кусочек зацветшей ветки, стоящей в стеклянном стакане. Л. иллюстрировал "Двенадцать" А.Блока (на рус., франц. и англ. яз., 1920), сборник стихов В.Парнаха (1919-21), "Приключения дьяка Индикоплова" Е.Замятина (1932) и др. книги, Принимал участие в философских и художественных журналах "Аксьон", "Параллели", "Числа", "Русское искусство". Организуя художнические праздники-балы (1923, 1924, 1925, 1934), оформлял интерьеры, делал костюмы, ставил танцы, сочинял музыку и стихи. Участник французских, русских и международных выставок, вокруг которых сложилась "Ecole de Paris". Вице-президент Союза русских художников, член русских и международных ассоциаций и объединений, например, "Мира искусства", "1940". Переписывался со старыми друзьями в СССР, в 1925 помогал сформировать состав русского отдела на Международной выставке декоративных искусств в Париже, в 1928 был одним из организаторов и участников выставки французского искусства в Москве и устроил в Париже выставку московского общества "Путь живописи". Автор воспоминаний о дягилевском балете (N.Gontcharova, M.Larionov, P.Vorms. Les ballets russes. Serge de Diaghilev et la decolation th6atrale. Belvfes. 1930: M.Larionov, Diaghilev et les ballets russes. Paris, 1970). Статья Л. "Главная линия русского балета", "Воспоминания", "Художественные заметки" и "Дневники" печатались в 1967-68 в газете "Русские новости". Дополнял их графическими воспоминаниями, изображая Дягилева, Прокофьева, Стравинского, Г.Аполлинера, воссоздавая мир кулис. Параллельно с падением творческой активности Л. в 40-50-е росла известность его ранних произведений, созданных в России. В 1948 М.Сефор организовал выставку "лучистых" работ Л. и Гончаровой. После смерти в 1962 Гончаровой Л. оформил брак с А.Томилиной (связь с ней началась в 1920-е). После смерти Л. она провела серию выставок работ его и Гончаровой, последняя - в Ленинграде и Москве (1980). В 1988 по завещанию Томилиной большая часть их наследия, библиотеки и архива поступила в собрание Третьяковской галереи, Кроме того, работы Л. хранятся в Русском музее, Национальном музее современного искусства в Париже, Лондонской галерее Тейт, в частных собраниях за рубежом. Соч.: О Дягилеве. Воспоминания о Дягилеве. Дягилев и его первые сотрудники / Сергей Дягилев и русское искусство. М., 1982. Лит.: Эли Эгаибюри (Зданевич И.]. Наталия Гончарова, Михаил Ларионов. М., 1913; Gontcharova, Larionov. L'Art decoratif thefltral moderoe. Paris, 1919; Лунин H. Импрессионистический период в творчестве М.Ф.Ларионова / Материалы по русскому искусству. М., 1928; George W. Michel Larionov. Paris, 1956: Харджиев H. Памяти Наталии Гончаровой и Михаила Ларионова // Иск-во книги, вып.5. М., 1968; Сарабьянов Д. Примитивистский период в творчестве М.Ларионова / Русская живопись конца 1900-х - начала 1910х годов. Очерки. М., 1971; Loguine Т. Gontcharova et Larionov. Paris, 1971; Поспелов Г. О "валетах" бубновых и валетах червонных / Панорама искусств-77. М., 1978; Его же. М.Ф.Ларионов // Сов. искусствознание, вып. 2, 1979, М., 1980; Его же. Бубновый валет. Московская живопись 1910-х годов и городской фольклор. М., 1990. Е. Илюхина Г. Поспелов

Найти все значения АРИОНОВ Михаил Федорович:

АРИОНОВ Михаил Федорович - это ...

Толкование АРИОНОВ Михаил Федорович

Определение АРИОНОВ Михаил Федорович

АРИОНОВ Михаил Федорович означает ...

Синоним к АРИОНОВ Михаил Федорович

Реферат на тему АРИОНОВ Михаил Федорович



Мы будем признательны Вам, если Вы разместите ссылку на нашу страницу:
На блоге


На форуме (bb-код):


Код нашей кнопки:
АРИОНОВ Михаил Федорович


Прямая ссылка на эту страницу


//ССЫЛКИ БЫЛИ ТУТ

Все словари

Словарь Ожегова
Словарь Даля
Словарь Ушакова
Словарь церковных терминов
Энциклопедия юриста
Современный толковый словарь
Словарь психиатрических терминов
Словарь лекарственных трав
Современный словарь
Энциклопедия относительного и абсолютного знания
Энциклопедия мировых сенсаций XX века том 1-2
Энциклопедический справочник стран
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь русской цивилизации
Энциклопедический словарь конституционного права
Словарь синонимов
Словарь воровского жаргона
Теософский словарь
Энциклопедический справочник стран и столиц
Энциклопедия чудес
Золотая книга эмиграции
Театральная энциклопедия
Сто великих изобретений
Полный словарь медицинских терминов
Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку
Kladr
Новейший философский словарь
Словарь по политологии
Философский энциклопедический словарь
Энциклопедия третьего Рейха
Казачий словарь-справочник
Энциклопедия значений имен
Энциклопедия обрядов и обычаев
Энциклопедия. История философии
Энциклопедия. Мифы древнего Египта

Ваши пожелания


© 2019 slovco.ru Словцо Контакты Rambler's Top100

s1 s2 s3 s4 s5 s6 s7 s8 s9 s10 s11 s12 s13 s14 s15 s16 s17 s18 s19 s20 s21 s22 s23 s24 s25 s26 s27 s28 s29 s30 s31 s32 s33 s34 s35 s36 s37 s38 s39 s40 s41 s42 s43 s44 s45 s46 s47 s48 s49 s50 s51 s52 s53 s54 s55 s56 s57 s58 s59 s60 s61 s62 s63 s64 s65 s66 s67 s68 s69 s70 s71 s72 s73 s74 s75 s76 s77 s78 s79 s80 s81 s82 s83 s84 s85 s86 s87 s88 s89 s90 s91 s92 s93 s94 s95 s96 s97 s98 s99 s100 s101 s102 s103 s104 s105 s106 s107 s108 s109 s110 s111 s112 s113 s114 s115 s116 s117 s118 s119 s120 s121 s122 s123 s124 s125 s126 s127 s128 s129 s130 s131 s132 s133 s134 s135 s136 s137 s138 s139 s140 s141 s142 s143 s144 s145 s146 s147 s148 s149 s150 s151 s152 s153 s154 s155 s156 s157 s158 s159 s160 s161 s162 s163 s164 s165 s166 s167 s168 s169 s170 s171 s172 s173 s174 s175 s176 s177 s178 s179 s180 s181 s182 s183 s184 s185 s186 s187 s188 s189 s190 s191 s192 s193 s194 s195 s196 s197 s198 s199 s200 s201 s202 s203 s204 s205 s206 s207 s208 s209 s210 s211 s212 s213 s214 s215 s216 s217 s218 s219 s220 s221 s222 s223 s224 s225 s226 s227 s228 s229 s230 s231 s232 s233 s234 s235 s236 s237 s238 s239 s240 s241 s242 s243 s244 s245 s246 s247 s248 s249 s250