Поиск по сайту  


Золотая книга эмиграции :



Толкование АМЯТИН Евгений Иванович


АМЯТИН Евгений Иванович (псевд. Мих.Платонов) (20.1.1884, Лебедянь, Тамбовская губ. - 10.3.1937, Париж) - прозаик, теоретик литературы. Родился в семье священника. Мать, Мария Александровна, обладала музыкальным дарованием. В доме постоянно ютились странники и паломники, чьи колоритные рассказы навсегда запали в душу писателя и чья незамысловатая речь отразилась в его произведениях. После окончания воронежской гимназии (1902) З. поступил на кораблестроительный факультет Петербургского политехнического института. Во время студенческой практики совершил длительные путешествия как по России, так и за ее пределами. Летом 1905 находился в плавании Одесса-Александрия. По возвращении в Одессу был свидетелем восстания на броненосце "Потемкин", о чем позже рассказал в очерке "Три дня" (Ежемесячный журн., 1914, № 2). В те годы З. придерживался революционных взглядов. С 1903 активный участник политических демонстраций в Петербурге. С весны 1905 член РСДРП. 1-ю русскую революцию встретил восторженно. В письме (1906) Людмиле Николаевне Усовой (с 1917 жена писателя) признавался: "Революция так хорошо встряхнула меня. Чувствовалось, что есть что-то сильное, огромное, гордое, как смерч, поднимающий голову к небу, ради чего стоило жить. Да ведь это почти счастье!" Арестован в декабре 1905. Весной 1906 хлопотами матери освобожден из тюрьмы. Пробыв недолго в Лебедяни, летом того же года нелегально вернулся в Петербург, затем перебрался в Гельсингфорс, где оказался свидетелем Свеаборгского восстания (июль 1906). После этого снова Петербург, нелегальное положение, учеба в Политехническом институте, который окончил в 1908. Получив специальность морского инженера, З. был оставлен при кафедре корабельной архитектуры для научной работы. С 1911 преподавал в том же институте. Литературный дебют З. - рассказ "Один" (Образование, 1908, № II). Публиковал специальные статьи в журналах "Теплоход" и "Русское судоходство". В 1911 в Лахте (под Петербургом) З. написал повесть "Уездное" (Заветы, 1913, №5). За повесть "На куличках" (Там же, 1914, № 3) был предан суду, Решением Петербургского окружного суда выслан на север, в Кемь. В 1914-15 публиковал в "Ежемесячном журнале", "Русской мысли" и в "Современнике" рассказы и рецензии, поддерживал связь с "заветинцами" - М.Пришвиным, А.Ремизовым и др. В марте 1916 уехал в Англию работать на судоверфях в Глазго, Ньюкасле и Сандерленде. Под его руководством построен один из самых крупных русских ледоколов "Александр Невский". В Англии З. написал "Островитянина" (Скифы, 1918, сб. 2) тонкую сатиру на английский быт. В сентябре 1917 З. вернулся в Россию. В статьях 1917-18 в газетах "Новая жизнь" и "Дело народа" выступал против произвола (в том числе литературного) и прислужничества перед властью, например, некоторых футуристов. Протестовал против расправы над членами ЦК кадетской партии, депутатами Учредительного собрания, А.Шингаревым и Ф.Кокошкиным, сатирически противопоставляя граждан покорных и непокорных. О покорных писал, что это "домашний мечтатель", "удобнейший гражданин. Бьют в морду: но, Боже мой, ведь это же ради высшей свободы. Вместо ста тридцати тысяч прежних столбовых - помыкают страной двести сорок тысяч столбовых новых; но, Боже мой, ведь это - ради высшего равенства". З. высмеивал размечтавшихся научных обозревателей, предлагавших неосуществимые прожекты, в частности, использование энергии северных рек. В своей публицистике З. беспощадный аналитик, темпераментный полемист, отстаивающий приоритет культуры. Разновидностью публицистики явились сказки З. (1-я - "Бог", опубл. в 1916 в "Летописи", затем цикл миниатюр в 1918 в "Деле народа"; в 1922в Лейпциге сб. "Большим детям сказки"). В иносказательной форме З. писал о разъедающем все живое бюрократизме, о насильственной переделке человека. В 1918 З. вошел в группу экспертов "Всемирной литературы", редактировал сочинения Г.Уэллса, Дж.Лондона, стал одним из руководителей издательств "Алконост" и "Эпоха", выпускал с группой писателей альманах "Дом искусств" (1921), журналы "Русский современник" и "Современный Запад". В 1920 оказал влияние на литературную группу "Серапионовы братья". По словам Ю.Анненкова, превратил петроградский "Дом искусств" "в своего рода литературную академию", читал там лекции (две опубл.: Грани, 1956, № 32: НЖ, 1964, № 77). Утверждал, что "настоящая литература может быть только там, где ее делают не исполнительные чиновники, а безумцы, отшельники, еретики, мечтатели, бунтари, скептики" (ст. "Я боюсь", 1921). 17.8.1922 З. был арестован, провел более месяца в петроградской тюрьме ГПУ, приговорен к бессрочной высылке за границу, но приговор был отменен. Написал рассказ "Пещера" (Записки мечтателей, 1922, № 5) и роман "Мы", в которых гротескно нарисованы картины человеческих переживаний периода военного коммунизма и связанные с этим представления о будущем. В 1921 издательство З.Гржебина в Берлине предложило З. издать собрание сочинений в 4-х томах. За рубеж были посланы старые и новые произведения писателя, в том числе роман "Мы", предназначавшийся для 4-го тома. Разорившийся издатель успел выпустить лишь один, 3-й том, куда вошли повести и рассказы. Роман "Мы" без согласия автора был переведен на английский язык и издан в Нью-Йорке в 1924. В России усилия З. издать роман оказались безуспешными: советские цензоры увидели в нем прикрытую издевку над коммунистическим строем. Между тем узкий круг литераторов в Петербурге и Москве уже ознакомился с рукописью романа. О нем заговорили резко отрицательно (Я.Браун в "Сибирских огнях", 1923, № 5/6; А.Воронский в "Красной нови", 1921, № 1), По-другому оценил "Мы" Ю.Тынянов: "...сам стиль Замятина ведет его к сатирической утопии: в утопических "Мы" - все замкнуто, расчислено, взвешено, линейно. Вещи приподняты на строго вычисленную высоту, Кристаллический аккуратный мир, обведенный зеленой стеной, обведенные серыми линиями юниф (uniform) люди и сломанные кристаллики их речей - это реализация замятинского орнамента, замятинских "боковых" слов. Инерция стиля вызвала фантастику. Поэтому она убедительна до физиологического ощущения... "Мы" - это удача" (Рус. современник, 1924, № 1), В 1927 издательство "Круг" выпустило книгу З. "Нечестивые рассказы". В 1929 издательство "Федерация" выпустило его собрание сочинений в 4-х томах.; в 4-й том З. включил несколько "сказок", но из-за них том был задержан и вышел урезанным тиражом. С 1927 журнал "Воля России" (Прага) начал печатать без согласия автора главы романа "Мы". В СССР последовали резкие обвинения в адрес писателя. Роман вышел отдельным изданием на чешском (1927) и французском (1929) языках, после чего произведения З. перестали печатать в СССР. Безвыходное положение вынудило З. просить Сталина о временном выезде за границу. При содействии М.Горького такое разрешение было дано. В ноябре 1931 на Рижском вокзале в Москве его провожали Вс.Иванов и М.Булгаков. После недолгой остановки в Риге З. перебрался в Берлин, с февраля 1932 - в Париж, где он был связан с узким кругом друзей (Ремизов, Ю.Анненков, Б.Григорьев); которые, как и он, стремились сочетать новаторскую форму с бытовым сюжетом. В беседе с журналистом Ф.Лефевром, представлявшим "Nouvelles litteraires", З. в мае 1932 сказал: "Однажды на Кавказе мне рассказали персидскую басню о петухе, у которого была дурная привычка петь на час раньше других: хозяин петуха попадал из-за этого в такие неудобные положения, что в конце концов отрубил своему петуху голову. Роман "Мы" оказался персидским петухом: этот вопрос и в такой форме поднимать было еще слишком рано, и поэтому после напечатания романа (в переводах на разные языки) советская критика очень даже рубила мне голову. Но, очевидно, я построен крепко - голова у меня, как видите, до сих пор на плечах". Первые свои произведения за границей З. написал для французских газет, среди них статья "Советские дети" - о системе принудительного воспитания в школе (дек. 1932). Основная же тема - состояние современной русской прозы, а также искусства авангарда. Лучшее из всей публицистики парижского периода З. - обширное исследование "Москва-Петербург" (опубл. в 1933 во Франции, Германии и Голландии: авторский текст: НЖ, 1963, № 72), выделяющееся тонким сарказмом сопоставлений, независимостью суждений и чувством меры и вкуса в оценках, Главная работа, которой был занят З. в 30-е роман "Бич Божий" (Париж, 1938; предисл. М.Слонима), посвящен владыке Великой Скифии - Атилле. Еще в 1927 трагедия "Атилла" (НЖ, 1950, № 24) была представлена Большому драматическому театру в Ленинграде, доведена до премьеры и снята с постановки губреперткомом. Последовало судебное разбирательство, окончившееся для писателя безрезультатно. В это время и начал вырисовываться для З. контур романа "Бич Божий". Автор считал, что на протяжении истории человечества есть параллельные, одинаково звучащие эпохи. Такой параллелью нашей эпохе является эпоха "переселения народов". В центре его внимания - величайшие войны, столкновения стареющей западной и молодой, варварской культур. Он пожелал устроить некую перекличку времен и свой роман об Атилле мыслил как произведение, вызывающее живой непосредственный интерес у современного читателя. Роман "Бич Божий" остался незаконченным (написана лишь 1-я часть). З. создал в 1932 два кинематографических сценария: "На дне" по пьесе Горького и "Анна Каренина" по роману Л.Толстого, Режиссер фильма "На дне" Жан Ренуар умело реализовал замятинскую переработку пьесы, и лента пользовалась успехом. В декабре 1933 в Брюсселе была поставлена пьеса З. "Блоха" (по мотивам "Левши" Н.Лескова), снятая с репертуара советских театров, несмотря на исключительный успех во МХАТе и ленинградском БДТ. В Париже З. не считал себя эмигрантом, жил с советским паспортом, встречался с наезжавшими писателями: Б.Пастернаком, К.Фединым, И.Эренбургом, А.Толстым и др. Принимал участие в антифашистском конгрессе защиты культуры (1935) в составе советской делегации. Умер З. от грудной жабы. Хоронили его 12 марта на кладбище Тие в пригороде Парижа, где находила себе вечный приют русская беднота. На похоронах присутствовали Слоним, Р.Гуль, Г.Газданов и М.Цветаева. Шел дождь, никакого церковного отпевания и даже никаких слов. Гроб опустили прямо в воду, залившую могилу. Цветаева о похоронах вспоминала: "Было ужасно, растравительно бедно - и людьми и цветами - богато только глиной и ветрами - четырьмя встречными". Соч.: Лица. Нью-Йорк, 1955; Повести и рассказы. Предисл. М.Слонима. Мюнхен, 1963; Сочинения, т. 14. Мюнхен, 1982-86; Сочинения. Послесл. М.Чудаковой. М.. 1988; Из переписки М.А.Булгакова с Е.И.Замятиным и Л.Н.Замятиной (1928-1936) // Рус. лит-ра, 1989, № 4; Избр. произведения. Вступ. ст. О.Михайлова. М., 1990, т. 1-2. Лит.: Shane А.М. The Life and Works of Evgenrj Zamjatin. New York, 1968; Мальмстад Дж., Флейшман Л. Из биографии Замятина (Новые материалы) // Stanford Slavic Studies, 1987, vol. 1.; Давыдова Т.Т. Евгений Замятин. М., 1991; Галушкин А.Ю. К истории ареста и несостоявшейся высылки Е.И.Замятина в 1922-1923 гг. // De visu, 1992 (нулевой номер). А. Стрижев

Найти все значения АМЯТИН Евгений Иванович:

АМЯТИН Евгений Иванович - это ...

Толкование АМЯТИН Евгений Иванович

Определение АМЯТИН Евгений Иванович

АМЯТИН Евгений Иванович означает ...

Синоним к АМЯТИН Евгений Иванович

Реферат на тему АМЯТИН Евгений Иванович



Мы будем признательны Вам, если Вы разместите ссылку на нашу страницу:
На блоге


На форуме (bb-код):


Код нашей кнопки:
АМЯТИН  Евгений  Иванович


Прямая ссылка на эту страницу


//ССЫЛКИ БЫЛИ ТУТ

Все словари

Словарь Ожегова
Словарь Даля
Словарь Ушакова
Словарь церковных терминов
Энциклопедия юриста
Современный толковый словарь
Словарь психиатрических терминов
Словарь лекарственных трав
Современный словарь
Энциклопедия относительного и абсолютного знания
Энциклопедия мировых сенсаций XX века том 1-2
Энциклопедический справочник стран
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь русской цивилизации
Энциклопедический словарь конституционного права
Словарь синонимов
Словарь воровского жаргона
Теософский словарь
Энциклопедический справочник стран и столиц
Энциклопедия чудес
Золотая книга эмиграции
Театральная энциклопедия
Сто великих изобретений
Полный словарь медицинских терминов
Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку
Kladr
Новейший философский словарь
Словарь по политологии
Философский энциклопедический словарь
Энциклопедия третьего Рейха
Казачий словарь-справочник
Энциклопедия значений имен
Энциклопедия обрядов и обычаев
Энциклопедия. История философии
Энциклопедия. Мифы древнего Египта

Ваши пожелания


© 2019 slovco.ru Словцо Контакты Rambler's Top100

s1 s2 s3 s4 s5 s6 s7 s8 s9 s10 s11 s12 s13 s14 s15 s16 s17 s18 s19 s20 s21 s22 s23 s24 s25 s26 s27 s28 s29 s30 s31 s32 s33 s34 s35 s36 s37 s38 s39 s40 s41 s42 s43 s44 s45 s46 s47 s48 s49 s50 s51 s52 s53 s54 s55 s56 s57 s58 s59 s60 s61 s62 s63 s64 s65 s66 s67 s68 s69 s70 s71 s72 s73 s74 s75 s76 s77 s78 s79 s80 s81 s82 s83 s84 s85 s86 s87 s88 s89 s90 s91 s92 s93 s94 s95 s96 s97 s98 s99 s100 s101 s102 s103 s104 s105 s106 s107 s108 s109 s110 s111 s112 s113 s114 s115 s116 s117 s118 s119 s120 s121 s122 s123 s124 s125 s126 s127 s128 s129 s130 s131 s132 s133 s134 s135 s136 s137 s138 s139 s140 s141 s142 s143 s144 s145 s146 s147 s148 s149 s150 s151 s152 s153 s154 s155 s156 s157 s158 s159 s160 s161 s162 s163 s164 s165 s166 s167 s168 s169 s170 s171 s172 s173 s174 s175 s176 s177 s178 s179 s180 s181 s182 s183 s184 s185 s186 s187 s188 s189 s190 s191 s192 s193 s194 s195 s196 s197 s198 s199 s200 s201 s202 s203 s204 s205 s206 s207 s208 s209 s210 s211 s212 s213 s214 s215 s216 s217 s218 s219 s220 s221 s222 s223 s224 s225 s226 s227 s228 s229 s230 s231 s232 s233 s234 s235 s236 s237 s238 s239 s240 s241 s242 s243 s244 s245 s246 s247 s248 s249 s250