Поиск по сайту  


Золотая книга эмиграции :



Толкование АЛИЕВ Никита Федорович


АЛИЕВ Никита Федорович (наст. фам., имя Балян Мкртич Асвадурович) (9.1876 (по др. св. 18771, обл. Войска Донского - 4.9.1936, Нью-Йорк) - актер, режиссер, конферансье. Из купеческой семьи. Окончил Практическую академию в Москве, владел несколькими европейскими языками: пытался заниматься коммерцией, но неудачно. Любитель театра и страстный игрок. В 1906, путешествуя в компании с приятелем Н.Тарасовым (миллионером, изысканным и всесторонне талантливым человеком), познакомился в Берлине с артистами Московского Художественного театра (МХТ). Оказав театру, испытывавшему финансовые затруднения, материальную помощь, Б. и Тарасов стали его пайщиками, а Б. к тому же - секретарем В.Немировича-Данченко. Так, благодаря случайности, осуществилась мечта Б. о театре. Однако помехой на пути к сцене была его неартистическая внешность. Полный, с лицом подобным луне, маленькими, умными, насмешливыми глазами, он становился объектом нередко обидных шаржей и карикатур. И всетаки Б. настойчиво добивался возможности войти в состав труппы. С 1908 он начал играть эпизодические, порой бессловесные роли (Хлеб в "Синей птице", Шарманщик в "Анатеме", Гость в "Жизни человека"); безуспешно просил доверить ему более серьезные роли. Талант Б. неожиданно раскрылся в т.н. капустниках Художественного театра, где Б. выступал в роли конферансье, демонстрируя свое остроумие, находчивость, способность к импровизации. Томясь бездействием, Б. проводил свободное время, кроме ресторанов и скачек, в вырезывании различных карикатур, комических рисунков из иностранных журналов и сочинении к ним куплетов, частушек, шансонеток. Фигурки в его руках действовали, разговаривали. Так рождался будущий театр. Чтобы сделать капустники более регулярными (обычно они устраивались 2-3 раза в сезон), Б. вместе с Тарасовым и некоторыми актерами МХТ снял подвал в доме Перцова напротив храма Христа Спасителя и открыл ночное кабаре артистов МХТ "Летучая мышь". К серому сводчатому потолку была подвешена эмблема - ночной зверек, на большом столе горела толстая, высокая свеча, лежала книга, где посетители оставляли автографы. Это был закрытый клуб для общения людей искусства. Среди выступавших можно было увидеть знаменитых актеров: В.Качалова, И.Москвина, О.Книппер-Чехову, В.Лужского, А.Коонен и др. Интеллигентность, вкус, артистичность актеров театра пронизывали всю атмосферу кабаре, Балиевские шутки и пародии попадали точно в цель, но обижаться здесь было не принято. Обращенные прежде всего на свой театр (МХТ), они обнажали и высмеивали скрытые неурядицы и конфликты. В одной из первых поставленных Б. пародий (на "Синюю птицу") вместо живых актеров действовали марионетки. Сделанные скульптором Н.Андреевым, они отличались портретным сходством, в том числе с руководителями МХТ. Остроумец и весельчак, Б. в жизни был часто молчалив, раздражителен, угрюм. Не выносящий покоя и одиночества, он оставался закоренелым холостяком. Его всегдашнее недовольство собой в сочетании с энергией и настойчивостью заставляло осуществлять новые замыслы, искать новые формы, Из перцовского подвала "Мышь" выгнало наводнение 1909. Другой подвал был снят в Милютинском переулке, 16. Здесь кабаре изредка начало давать платные представления, становясь "полуоткрытым". Б. "дирижировал" всем ходом создаваемых им представлений, сам исполнял номера: имитировал шансонетку, "пел" острые куплеты, читал "лекцию о хорошем тоне", в паре с Б.Борисовым (оба в клоунских костюмах) вел злободневный диалог. Продолжали ставиться пародии на спектакли МХТ: "Гамлет", "Пер Гюнт", "Екатерина Ивановна" и др. В прежней "клубной" обстановке проводились веселые чествования М.Савиной, Л.Собинова, О.Садовской, М.Блюменталь-Тамариной. Но постепенно "Летучая мышь" превращалась в открытый театр-кабаре, спектакли с продажей билетов шли регулярно, 4 раза в неделю. Полновластным хозяином театра становился Б., вся его жизнь оказалась связанной с "Летучей мышью", равно как и последняя обязана ему своим существованием и славой. В труппу Б. пригласил артистов московских и петербургских театров (Т.Дейкарханову, Е.Хованскую, Е.Маршеву, ЛКолумбову, А.Гейнц, Вл.Подгорного, Я.Волкова и др.): постоянные гастролеры - артист Театра Корша Б.Борисов, исполнитель песенок Беранже В.Хенкин. В качестве авторов Б. привлек редактора журнала "Рампа и жизнь" Л.Мунштейна, поэтов Б.Садовского, Т.Щепкину-Куперник, композиторов В.Гартевельда, А.Архангельского, балетмейстера К.Голейзовского. Летом 1912 театр совершил первую гастрольную поездку: Киев, Днепропетровск, Ростов и др.; начались ежегодные успешные гастроли в Петербурге. В Москве театр обосновался в 1914 в подвале дома Нирнзее в Большом Гнездниковском переулке. Зрительный зал на 350 мест: расписанный художником С.Судейкиным занавес: уютно обставленные мебелью красного дерева фойе, на стенах картины, карикатуры, шаржи. Несмотря на 5-рублевые билеты (в стоимость, кроме представления, входил бокал шампанского), в театре, сохранившем атмосферу элитарности и непринужденности, были неизменные аншлаги. В антрактах Б. играл роль гостеприимного хозяина. К.Станиславский отмечал "неистощимое веселье, находчивость, остроумие" Б.; его отличала "смелость, часто доходящая до дерзости, умение держать аудиторию в своих руках, чувство меры, умение балансировать на грани дерзкого и веселого, оскорбительного и шутливого, умение вовремя остановиться и дать шутке совсем иное, добродушное направление". "Человек на грани двух миров, мира подмостков и зрительного зала", - писал о Б. Н.Эфрос. Свою заслугу Б. видел в том, что перевел жанр западноевропейского кабаре "на язык русских осин". Б. создавал "миниатюры стиля"; инсценированные стихотворения и анекдоты: пародии на "жестокие романсы"; "ожившие" картины ("Бабы" Ф.Малявина), куклы ("Вятские игрушки", "Парад деревянных солдатиков"), сцены в духе стилизованного искусства XVIII в. ("Под взглядом предков", "Старинный фарфор"). Использовал модные песенки и танцы, шарады, скороговорки, каламбуры. Тонкая режиссура Б., выверенность пластики и ритмического рисунка обеспечивали мгновенные переходы настроений от грустного и даже трагедийного к заразительно веселому. В годы 1-й мировой войны Б. включил в репертуар злободневные сценки Дона-Аминодо "Серая шинель", пародию "Сон Вильгельма", драматические песенки "Женщина в трауре", "Мать" и др.: считал, что "в годину народного бедствия" спектакли "Летучей мыши" должны вызывать "хохот сквозь слезы". Б. ставил больше спектаклей по классическим произведени ям: "Казначейша" (М.Лермонтов), "Бахчисарайский фонтан", "Граф Нулин", "Пиковая дама" (А.Пушкин), "Нос", "Шинель" (Н.Гоголь), рассказы А.Чехова, стихотворения И.Тургенева, Ф.Сологуба и др. Благодаря режиссуре Б. рождался особый жанр сценической миниатюры: событийный ряд выстраивался в серию стремительно менявшихся эпизодов наподобие кадров кинематографа, решенных преимущественно пластическими и живописными средствами. Б. приветствовал Февральскую революцию (гротеск "В 12 часов по ночам", сценки Мунштейна "Страницы истории русской революции"), гордился тем, что его театр "внес посильную лепту в завоевание Свободы". Рецензенты утверждали, что театр "окрасился в красный цвет". Однако приспособиться к новой обстановке, к "гулу проклятий, злобы, ненависти", к новому составу публики, особенно после октябрьского переворота, Б. не сумел. Сотрудничество с новыми авторами {Н.Тэффи, А.Толстой, И.Эренбург), постановка оперетт Оффенбаха, поездка (в конце 1918- начале 1919) в Киев и Одессу не изменили положения. 12.3.1920 торжественно отмечался очередной юбилей театра. Затянувшееся из-за множества чествований до 2-х часов ночи представление стоило Б. штрафа и трех суток ареста. Вскоре после этого "Летучая мышь" отправилась на гастроли по Кавказу, а оттуда за границу. В Москве остался богатый театральный гардероб, библиотека. С Б, выехала небольшая часть труппы, Уже первые спектакли в парижском театре "Феллина", затем в лондонских "Апполо", "Колизеум" прошли с триумфальным успехом. Затем последовала Америка: Нью-Йорк, Голливуд, Лос-Анджелес и др. Поначалу игрались старые программы. Преобладали пантомимы, вокальные и танцевальные номера; комический эффект достигался также английским и французским произношением Б. "Тайме" писала, что представления "Летучей мыши" притягательны удивительным сочетанием вкуса с эксцентричностью, и оба эти качества особенно ярко обнаруживаются в личности Б. Постепенно обновляя состав труппы и репертуар, попеременно посещая с театром США и европейские страны (а затем и Латинскую Америку и Южную Африку), Б. закрепил за собой репутацию "истинного мастера своего дела" {К.Бальмонт). М.Сарьян писал по заказу Б. декорации к пантомиме "Зулейка" (1926). В парижском театре "Мадлен" Б. поставил инсценировку "Пиковой дамы" на французском языке (1931). Согласно оценке оформившего спектакль Ю.Анненкова, Б. впервые дал решение пушкинской новеллы, более адекватное Пушкину, чем либретто оперы Чайковского. Оставаясь в центре культурной жизни русского зарубежья, Б. проводил вечера отдыха, конферировал с Н.Тэффи, И.Одоевцевой', посещал гастроли советских театров. "Великая депрессия" 1929 уничтожила состояние Б., страсть к игре завершила разорение. Б. пытался создать в Париже "Театр русской сказки", готовил постановку "Руслана и Людмилы" с декорациями С.Чехонина. Но удержать театр не удалось, он закрылся в 1934. Последние годы жизни Б. провел в США, выступал как конферансье в больших ревю, пытался сниматься в Голливуде. Весной 1936 работал в маленьком, созданном им, кабаре в подвале нью-йоркского отеля "Сен-Мориц". В мае кабаре закрылось. Б. хлопотал о гастролях, ездил к импрессарио; в такси случился инсульт. Лит.: Эфрос Н. Театр "Летучая мышь" Н.Ф.Балиева. М., 1918; Ракитин Ю. Никита Федорович Балиев. Памяти друга // Илл. Россия, 1937, № 45-47; Тихвинская Л. "Летучая мышь" // Театр, 1982, № 3; Бессонов В.А., Янгиров P.M. Большой Гнездниковский переулок, 10. М., 1990; Моск. наблюдатель, 1992, № 9. Е. Уварова В. Бессонов.

Найти все значения АЛИЕВ Никита Федорович:

АЛИЕВ Никита Федорович - это ...

Толкование АЛИЕВ Никита Федорович

Определение АЛИЕВ Никита Федорович

АЛИЕВ Никита Федорович означает ...

Синоним к АЛИЕВ Никита Федорович

Реферат на тему АЛИЕВ Никита Федорович



Мы будем признательны Вам, если Вы разместите ссылку на нашу страницу:
На блоге


На форуме (bb-код):


Код нашей кнопки:
АЛИЕВ Никита Федорович


Прямая ссылка на эту страницу


//ССЫЛКИ БЫЛИ ТУТ

Все словари

Словарь Ожегова
Словарь Даля
Словарь Ушакова
Словарь церковных терминов
Энциклопедия юриста
Современный толковый словарь
Словарь психиатрических терминов
Словарь лекарственных трав
Современный словарь
Энциклопедия относительного и абсолютного знания
Энциклопедия мировых сенсаций XX века том 1-2
Энциклопедический справочник стран
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь русской цивилизации
Энциклопедический словарь конституционного права
Словарь синонимов
Словарь воровского жаргона
Теософский словарь
Энциклопедический справочник стран и столиц
Энциклопедия чудес
Золотая книга эмиграции
Театральная энциклопедия
Сто великих изобретений
Полный словарь медицинских терминов
Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку
Kladr
Новейший философский словарь
Словарь по политологии
Философский энциклопедический словарь
Энциклопедия третьего Рейха
Казачий словарь-справочник
Энциклопедия значений имен
Энциклопедия обрядов и обычаев
Энциклопедия. История философии
Энциклопедия. Мифы древнего Египта

Ваши пожелания


© 2019 slovco.ru Словцо Контакты Rambler's Top100

s1 s2 s3 s4 s5 s6 s7 s8 s9 s10 s11 s12 s13 s14 s15 s16 s17 s18 s19 s20 s21 s22 s23 s24 s25 s26 s27 s28 s29 s30 s31 s32 s33 s34 s35 s36 s37 s38 s39 s40 s41 s42 s43 s44 s45 s46 s47 s48 s49 s50 s51 s52 s53 s54 s55 s56 s57 s58 s59 s60 s61 s62 s63 s64 s65 s66 s67 s68 s69 s70 s71 s72 s73 s74 s75 s76 s77 s78 s79 s80 s81 s82 s83 s84 s85 s86 s87 s88 s89 s90 s91 s92 s93 s94 s95 s96 s97 s98 s99 s100 s101 s102 s103 s104 s105 s106 s107 s108 s109 s110 s111 s112 s113 s114 s115 s116 s117 s118 s119 s120 s121 s122 s123 s124 s125 s126 s127 s128 s129 s130 s131 s132 s133 s134 s135 s136 s137 s138 s139 s140 s141 s142 s143 s144 s145 s146 s147 s148 s149 s150 s151 s152 s153 s154 s155 s156 s157 s158 s159 s160 s161 s162 s163 s164 s165 s166 s167 s168 s169 s170 s171 s172 s173 s174 s175 s176 s177 s178 s179 s180 s181 s182 s183 s184 s185 s186 s187 s188 s189 s190 s191 s192 s193 s194 s195 s196 s197 s198 s199 s200 s201 s202 s203 s204 s205 s206 s207 s208 s209 s210 s211 s212 s213 s214 s215 s216 s217 s218 s219 s220 s221 s222 s223 s224 s225 s226 s227 s228 s229 s230 s231 s232 s233 s234 s235 s236 s237 s238 s239 s240 s241 s242 s243 s244 s245 s246 s247 s248 s249 s250