Поиск по сайту  


Золотая книга эмиграции :



Толкование АЛАНЧИН Джордж


АЛАНЧИН Джордж (наст. фам., имя Баланчивадзе Георгий Мелитонович) (9.1.1904, Петербург - 30.4.1983, Нью-Йорк) хореограф, педагог, танцовщик. Отец - Мелитон Баланчивадзе, грузин, уроженец Кутаиси, композитор по профессии, автор хоровой и церковной музыки. Мать - петербуржанка Мария Николаевна (урожд. Васильева) - увлекалась игрой на фортепиано. Младший брат Андрей впоследствии стал известным композитором. Старшей сестре прочили будущее балетной артистки и неоднократно приводили экзаменоваться в Театральное училище. В одно из таких посещений было предложено просмотреться и Георгию, В отличие от сестры его приняли в училище. Б., намеревавшийся стать военным, неожиданно для самого себя оказался на поприще артистическом. С пяти лет мать обучала Георгия игре на фортепиано. Страсть к музыке сохранилась у него на всю жизнь. Музыка и танец, в их органическом слиянии и нерасторжимом союзе, определили особенность дара будущего хореографа. Именно Б. суждено было вновь обрести утраченное балетом начала века чувство гармонии и идеальной красоты. Это было новое понимание вечных идеалов совершенства в искусстве - того, что стало в будущем истоком неоклассицизма. В Театральном училище Б. учился у П.Гердта пантомиме, у С.Андрианова классическому танцу: оба были премьерами, признанными столпами академизма. Кумирами для Б. были Т.Карсавина и Е.Гердт, среди танцовщиков - С.Андрианов и П.Владимиров. Первой ролью, отмеченной в программке, стала для Б, роль Обезьяны в балете "Дочь фараона", исполненная на третьем году обучения в училище. В 1916 вместе с другими воспитанниками, участниками спектакля, он был представлен царю. Октябрьская революция 1917 привела к закрытию училища. Отец уехал в Тифлис, стал министром культуры продержавшейся недолго Грузинской республики. Вслед за ним отправилась и вся семья, за исключением Георгия. Тот оставался в Петрограде с теткой и в ожидании возобновления занятий вынужден был зарабатывать на жизнь, служа тапером в кинотеатрах. Характерный для того времени пафос преобразований был заразителен, и Б. мечтал о новом искусстве, жадно тянулся к знаниям. Параллельно с возобновившимися занятиями в училище он поступил в Петроградскую консерваторию на теоретико-композиторский и фортепианный факультеты (1920-24). Это не помешало Б. успешно окончить Театральное училище и быть принятым в кордебалет бывшего Мариинского театра (1921-24). Одновременно он серьезно занимался музыкой. Будущее пианиста, композитора, дирижера было для Б, вполне реально. Сочинение музыки, постижение ее композиционных принципов, несомненно, способствовали пробуждению интереса к балетмейстерской деятельности. Одна из первых самостоятельных постановок - любовный дуэт на музыку А.Рубинштейна "Ночь", исполненный им с О.Мунгаловой на училищной сцене (1920), - была расценена начальством как скандально-эротическая. Следующая постановка Б. была также лирическим дуэтом на музыку Э.Фибиха "Поэма", партнершей Б. была А.Данилова. Здесь Б. выступал уже и как художник по костюмам. Первой рецензии удостоился "Вальс" на собственную музыку (исполнение то же): "Вестник театра и искусства" (11.6.1922) отмечал редкое соединение в одном лице таланта композитора, хореографа, танцовщика. Гастроли московского хореографа К.Голейзовского и его поиски новых выразительных возможностей пластики произвели на Б. сильное впечатление. Не отказываясь от ценностей традиционного искусства, Б. соединял восхищение творчеством М.Петипа с увлеченностью новыми художественными идеями. Этот симбиоз в начале 20-х многим представлялся невозможным, На самом деле это направление оказалось плодотворным. Группа единомышленников создала в 1923 объединение "Петроградский академический Молодой балет" с Б. в качестве главного хореографа. Сюда вошли энтузиасты молодые артисты балета и студенты - будущие художники и балетоведы. Концертная программа называлась "Эволюция балета: от Петипа через Фокина к Баланчивадзе" и состояла из традиционных номеров и новых, поставленных участниками. Здесь хореография Б. стала приобретать самобытные черты. Заявкой на рождение оригинального художника танца была постановка Б. "Траурного марша" Ф.Шопена в память жертв революции. "Вечера Молодого балета" проходили на многих площадках Петрограда и Москвы. Б. ставил охотно и много: пантомимное действо на фоне хора, произносившего текст поэмы А.Блока "Двенадцать", танцы в опере "Золотой петушок" Н.Римского-Корсакова на сцене Малого оперного, танцы в драматических спектаклях Александрийского и Свободного театров. 5.7.1924 Б. с группой артистов оперы и балета выехал на гастроли за рубеж. Так начались странствия длиной в жизнь, Встреча с С.Дягилевым, работа балетмейстером в его труппе (1925-29) ввели Б. в круг творческих интересов самого оригинального в мире коллектива. Погоня Дягилева за новым заставляла сотрудничавших с ним художников включаться в этот лихорадочный темп непрерывно сменяющейся новизны. О повторах, об эксплуатации найденного не могло быть и речи. Б. успешно выдержал заданный и ревниво поддерживаемый мэтром темп, создавая разные спектакли. В этом помогала хореографу его музыкальность: встреча с оригинальной, новаторской музыкой отнюдь не обескураживала его. Принципиальной, определившей многолетнее сотрудничество в будущем, была встреча с И.Стравинским: Б. осуществил новую версию "Песни соловья" (1925) на его музыку с 14-летней А.Марковой в главной роли. С новейшими тенденциями западноевропейской музыки Б. познакомился в работе над спектаклями "Пастораль" Ж.Орика (1926), "Кошка" А.Соге (1927) и др. Жанровое разнообразие, экспериментальная природа этих работ способствовали стремительному развитию таланта Б. Молодой хореограф - редкий случай в мировой практике - вскоре создал шедевры, сохранившиеся в репертуаре по сей день, ставшие признанной классикой XX в.: "Аполлон Мусагет" Стравинского (1928) и "Блудный сын" С.Прокофьева (1929). Новаторские устремления соединились здесь с обращением к вечным темам, воплотились в лаконичные и совершенные в своей изумительной простоте неоклассицистские образы. Смерть Дягилева оборвала так плодотворно начавшийся союз двух крупнейших мастеров культуры XX в. Б. сохранил на всю жизнь благодарность мэтру и в одном из интервью заявил: он стал тем, что он есть, благодаря Дягилеву. А "Блудный сын" - последняя премьера Русских сезонов - стал кульминацией завершающего периода существования дягилевской труппы. Трансформация фамилии в более удобопроизносимую для иностранцев Джордж Баланчин - также была сделана по инициативе Дягилева. В 1932-33 Б. - балетмейстер труппы "Ballet Russe de Monte Carlo", где поставил "Мещанина во дворянстве" Р.Штрауса, "Конкуренцию" Орика, "Котильон" Э.Шабрие. В 1933 организовал труппу "Ballet 1933", в которой за год поставил "Песни" Д.Мийо, "Моцартиану" П.Чайковского (Четвертая сюита), "Семь смертных грехов" К.Вейля и др. Этот последягилевский европейский период не был для Б. успешным: из балета Монте-Карло его вытеснил Л.Мясин, а вновь организованная им труппа не смогла конкурировать с параллельно выступавшей мясинской. В трудных условиях маленькой группы, без финансовой поддержки требовалось не только быстро ставить, но и обходиться весьма скромными постановочными средствами. Приходилось обращаться к готовой музыке, а не заказывать ее композитору. Постепенно складывались черты новой эстетики балетного искусства - мобильность, лапидарность, экономия, учет особенностей зрительского спроса. Ей предстояло утвердиться в следующий, американский, период творчества Б. Знакомство с Л.Кирстейном в 1933, пригласившим Б. работать в Америку, круто изменило всю его жизнь. Это было начало прочной и плодотворной дружбы: один ставил, другой занимался всем остальным - финансами в том числе, - чтобы обеспечить эту постановочную деятельность. Оба мечтали о своей балетной школе - она была открыта в 1934. В следующем году начала функционировать их труппа "American Ballet" (название затем неоднократно менялось; последнее - "New York City Ballet"). Заслугой Б. было создание постоянно действующей в Америке высоко профессиональной балетной труппы со Своим репертуаром, пополняющейся в основном за счет выпускников своей школы. Полувековая деятельность Б. в Соединенных Штатах по сути привела к рождению новой, американской традиции классического танца, сделала этот танец неотъемлемой частью американской культуры. Б. принял Америку сразу, целиком и, по утверждению его биографа Б.Тайпера, никогда не страдал ностальгией. Ему все здесь нравилось - и пристрастие нации к музыке и спорту, и внешний вид моложаво подтянутых, щедрых на улыбку людей, их раскрепощенность и контактность. Нравился ему и распространенный тип спортивной фигуры, повлиявший несомненно на идеал внешности балерины Б. - рослой, по-мальчишески длинноногой, суховато-аскетичной. Для своей труппы Б, поставил огромное количество балетов - около 150, В качестве одного из главных постановочных принципов Б. объявлял разнообразие, сравнивая деятельность хореографа и кулинара: зритель, пришедший в театр, должен быть удовлетворен в своих "гастрономических" интересах. И Б. удавалось удерживать капризную любовь публики в течение многих десятилетий, став в итоге непререкаемым авторитетом и подлинным кумиром. Б. воспитывал вкус американцев, Он знакомил их также с шедеврами хореографии мастеров прошлого, и прежде всего Петипа, которыми сам в юности восхищался. Так появились "Раймонда" (совместно с Даниловой, 1946), "Лебединое озеро" (2-й акт, 1951; pas de deux, 1960), "Щелкунчик" (1954), "Арлекинада" (1965), "Дон Кихот" (с муз. Н.Набокова, 1965). Хореография могла цитироваться либо сочиняться заново, но всегда была источником вдохновения Б. Иногда образы балетного Петербурга служили лишь отправной точкой для собственных вдохновенных хореографических фантазий - таких как "Кончерто барокко" на музыку И.Баха, "Ballet Imperial" на музыку Чайковского (Второй концерт для фортепиано, оба - 1941). Многоактные балетные спектакли, основа репертуара императорского русского балета, появлялись в творчестве Б. редко. Хореограф создал целое направление в репертуарной практике мирового балетного театра - особого рода одноактные балеты, хореография которых не только сочинялась на основе инструментальной симфонической музыки, но была органически связана с ее образностью и структурой. Идея такого спектакля восходила к петербургскому опыту Б. и в основе содержалась в ряде экспериментов М.Фокина и А.Горского. ФЛопухов своей танцсимфонией "Величие мироздания" на музыку Четвертой симфонии Л.Бетховена (1923), осуществленной силами "Петроградского Молодого балета", теоретически формулировал и полемически заостряял эту идею. Б. пытался найти хореографические образы, адекватные симфонически-музыкальным. Но в отличие от предшественников Б. удалось в каждом конкретном случае оставаться верным духу музыки, передавать в танце индивидуальные особенности композиторского мышления и письма. Дару хореографа оказались одинаково подвластны и классическая, и остро современная музыка. Им созданы такие шедевры как "Симфония до мажор" ("Хрустальный дворец") на музыку Ж.Бизе (1947), "Агон" на музыку Стравинского (1957), "Серенада" на музыку Чайковского (1935) и др. Б. поставил 27 балетов на музыку Стравинского, в том числе "Поцелуй феи", "Игра в карты" (оба - 1937), "Концертные танцы" (1944), "Орфей" (1948), "Жар-птица" (1949), "Пульчинелла" (совм. с Д.Роббинсом, 1972) и др., а также множество концертных номеров. Плодотворной оказалась педагогическая деятельность Б" вырастившего многих первоклассных балерин и танцовщиков, помогшего раскрытию их индивидуальности таких как П.Мак-Брайд, Мария Толчиф, М.Хейден, В.Верди, А.Кент, С.Фаррел, Г.Киркланд, Ж,д'Амбуаз, А.Митчелл, Э.Виллелла, П.Мартинс, Ж.П.Бонфу и др. В 1962 и 1972 Б. побывал на родине во время гастролей "New York City Ballet". Наследием Б. занимается фонд его имени. Соч.: Унтер-офицерская вдова, или как А.Л,Волынский сам себя сечет // Театр, 1923, № 13; Рассказывает Баланчин // Сов. музыка, 1963, № 1; О балете и о себе // Лит. Грузия, 1963, № 1; Balanchine's New Complete Stories of the Great Ballets. New York, 1968 (совм. с F.Mason). Лит.: Taper B. Balanchine. New York. 1963: Koegler H. Balanchine und das moderne Ballet. Velber bei Hannover, 1964; Карп П. Джордж Баланчин // О балете. Л., 1967; Dance Magazine, 1972, June; Гаевский В. Парижские сезоны Баланчина // Театр, 1978, № 4. А. Соколов-Каминский

Найти все значения АЛАНЧИН Джордж:

АЛАНЧИН Джордж - это ...

Толкование АЛАНЧИН Джордж

Определение АЛАНЧИН Джордж

АЛАНЧИН Джордж означает ...

Синоним к АЛАНЧИН Джордж

Реферат на тему АЛАНЧИН Джордж



Мы будем признательны Вам, если Вы разместите ссылку на нашу страницу:
На блоге


На форуме (bb-код):


Код нашей кнопки:
АЛАНЧИН Джордж


Прямая ссылка на эту страницу


//ССЫЛКИ БЫЛИ ТУТ

Все словари

Словарь Ожегова
Словарь Даля
Словарь Ушакова
Словарь церковных терминов
Энциклопедия юриста
Современный толковый словарь
Словарь психиатрических терминов
Словарь лекарственных трав
Современный словарь
Энциклопедия относительного и абсолютного знания
Энциклопедия мировых сенсаций XX века том 1-2
Энциклопедический справочник стран
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь русской цивилизации
Энциклопедический словарь конституционного права
Словарь синонимов
Словарь воровского жаргона
Теософский словарь
Энциклопедический справочник стран и столиц
Энциклопедия чудес
Золотая книга эмиграции
Театральная энциклопедия
Сто великих изобретений
Полный словарь медицинских терминов
Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку
Kladr
Новейший философский словарь
Словарь по политологии
Философский энциклопедический словарь
Энциклопедия третьего Рейха
Казачий словарь-справочник
Энциклопедия значений имен
Энциклопедия обрядов и обычаев
Энциклопедия. История философии
Энциклопедия. Мифы древнего Египта

Ваши пожелания


© 2019 slovco.ru Словцо Контакты Rambler's Top100

s1 s2 s3 s4 s5 s6 s7 s8 s9 s10 s11 s12 s13 s14 s15 s16 s17 s18 s19 s20 s21 s22 s23 s24 s25 s26 s27 s28 s29 s30 s31 s32 s33 s34 s35 s36 s37 s38 s39 s40 s41 s42 s43 s44 s45 s46 s47 s48 s49 s50 s51 s52 s53 s54 s55 s56 s57 s58 s59 s60 s61 s62 s63 s64 s65 s66 s67 s68 s69 s70 s71 s72 s73 s74 s75 s76 s77 s78 s79 s80 s81 s82 s83 s84 s85 s86 s87 s88 s89 s90 s91 s92 s93 s94 s95 s96 s97 s98 s99 s100 s101 s102 s103 s104 s105 s106 s107 s108 s109 s110 s111 s112 s113 s114 s115 s116 s117 s118 s119 s120 s121 s122 s123 s124 s125 s126 s127 s128 s129 s130 s131 s132 s133 s134 s135 s136 s137 s138 s139 s140 s141 s142 s143 s144 s145 s146 s147 s148 s149 s150 s151 s152 s153 s154 s155 s156 s157 s158 s159 s160 s161 s162 s163 s164 s165 s166 s167 s168 s169 s170 s171 s172 s173 s174 s175 s176 s177 s178 s179 s180 s181 s182 s183 s184 s185 s186 s187 s188 s189 s190 s191 s192 s193 s194 s195 s196 s197 s198 s199 s200 s201 s202 s203 s204 s205 s206 s207 s208 s209 s210 s211 s212 s213 s214 s215 s216 s217 s218 s219 s220 s221 s222 s223 s224 s225 s226 s227 s228 s229 s230 s231 s232 s233 s234 s235 s236 s237 s238 s239 s240 s241 s242 s243 s244 s245 s246 s247 s248 s249 s250