Поиск по сайту  


Золотая книга эмиграции :



Толкование АКСТ Лев Самойлович


АКСТ Лев Самойлович (наст. фам. и имя Розенберг Лей Хаим; Бакст - фам. бабушки по матер. линии, принятая в качестве псевд. в 1889) (27.4.1866, Гродно - 27.12.1924, Париж) - живописец, график, художник театра. Отец - Робинович Израиль Самуил Борух Хаимович, мать - Басия Пинхусовна (урожд. Розенберг). Вскоре после рождения Б. семья переехала в Петербург. Окончив 6-ю петербургскую гимназию, занимался в 1883-87 в качестве вольнослушателя в Академии художеств у И.Аскназия, К.Венига и П.Чистякова. В ранних исторических и бытовых полотнах проявилось влияние передвижничества и позднего академизма. В 1888-92 работал над иллюстрациями для детских книг и периодических изданий "Художник" и "Петербургская жизнь". В 1890 сблизился с кружком А.Бенуа. В 1891 путешествовал по Германии, Испании, Италии, Швейцарии. С 1893 по 1897 жил подолгу в столице Франции, работал над картиной "Встреча адмирала Авелана в Париже" (закончена в 1900); совершенствовал рисунок в студии Ж.-Л.Жерома, а живопись в академии Р.Жулиана и на занятиях с финским художником А.Эдельфельтом. В 1896 ездил в Мадрид, в 1897-в Алжир и Тунис. Выполненные маслом и акварелью пейзажи и портреты Б. (в числе последних портреты-типы: "Испанец", 1891, акварель; "Молодой дагомеец", 1895, акварель и др.) экспонировались на выставках: Академических (1890, 1896, 1897), рисунков русских художников "Blanc et noir" (1890), Общества русских акварелистов (1891-97), Международных в Дрездене (1892) и Берлине (1896) и др. К концу 1890-х Б. стал горячим энтузиастом объединения молодых художественных сил России. Ему принадлежала идея "Выставки русских и финляндских художников", устроенной С.Дягилевым в начале 1898 в Петербурге и затем показанной в Мюнхене, Дюссельдорфе, Кельне и Берлине. В дальнейшем Б. активно сотрудничал с Дягилевым и Бенуа в издании журнала "Мир искусства" (1898/991904), участвовал в выставках того же названия (1899-1903, 1906, 1913), в выставке "Современное искусство" (1903), ретроспективных выставках русского искусства в Париже и Берлине (1906), в Международной художественной выставке в Венеции (1907), выставках Союза русских художников (190310) и др. Особое место среди работ Б. 2-й половины 1890-х - 1900-х занимали портреты деятелей культуры Серебряного века: В.Нувеля, акварель, 1895; Д.Философова, пастель, 1897: А.Бенуа, акварель, пастель, 1898; И.Левитана; Ф.Малявина (оба литогр., 1899); В.Розанова, пастель, гуашь, 1901; З.Гиппаус, черный карандаш, мел, сангина, 1906: С.Дягилева, масло, 1906; А.Павловой, итальянский карандаш, 1908 и др. Развиваясь в русле мировых художественных процессов, творчество Б. обнаружило в начале ХХв. характерные признаки стиля модерн с его метафоричностью образов и декоративностью изобразительных приемов, особенно заметных в тяготеющей к орнаменту и силуэту журнальной, книжной и прикладной графике (рисунки для журналов "Мир искусства" 1902-4, "Золотое руно", 1906) и в таких станковых работах как "Ужин" (масло, 1902), "Ливень" (гуашь, тушь, 1906), "Ваза" (гуашь, акварель, 1906). В последней, запечатлев себя и свою жену бредущими по двум тропинкам, огибающим большую садовую вазу, Б. отразил перипетии личной жизни. В 1903 он женился на Любови Павловне Гриценко - дочери П.Третьякова, вдове художника Н.Гриценко; для совершения религиозного обряда перешел из иудаизма в лютеранство. В 1907 у Б. родился сын Андрей (1907-1972), в будущем художник театра и кино. Брак оказался непрочным, в 1910 супруги развелись, и Б. вернулся к религии предков; однако сохранил с женой и сыном дружеские отношения, поддерживал их материально. В 1900-е Б. неоднократно совершал поездки в Западную Европу, в память о чем остались пейзажи, свидетельствующие о возросшем живописном мастерстве, об умении запечатлеть природу в обобщенных выразительных формах: "Пристань в Ментоне" (масло, 1903), "Оливковая роща в горах" (масло, 1903-4), "Море" (масло, 1908). В 1907 Б. вместе с В.Серовым побывал в Греции, завершил панно "Древний ужас" ("Terror Antiquus", масло, 1908). В этот период Б. был увлечен идеей неоклассицизма, что проявилось в его публицистических выступлениях, педагогической деятельности в студии Е.Званцевой (1906-10) и лишь отчасти в собственном творчестве, до конца остававшемся неотрывным от модерна. Наиболее полно Б. реализовал себя в театре. В 1901 с группой коллег по "Миру искусства" работал над эскизами декораций и костюмов к неосуществленной постановке в Мариинском театре балета Л.Делиба "Сильвия". В последующие годы в оформлении Б. были поставлены пантомима "Сердце маркизы" (1902) в Эрмитажном театре, балет И.Байера "Фея кукол" (1903) в Эрмитажном и Мариинском театрах, трагедии Еврипида "Ипполит" (1902) и Софокла "Эдил в Колоне" (1904) в Александрийском театре, трагедия Софокла "Антагона" (1904, частный спектакль И. Рубинштейн). В 1907 началось сотрудничество Б. с балетмейстером-реформатором М. Фокиным (эскизы костюмов для танцевальных номеров: "Лебедь" в исполнении А.Павловой и др.), С 1909 работал в антрепризе С.Дягилева, с 1911 ее художественный директор. Отказ от канонов классического балета, слияние танца и пантомимы, изобразительность хореографии, стремление к стилистическому соответствию выразительных средств представляемой эпохе повышали роль художника, делая его соавтором балетмейстера. Б. стал одной из центральных фигур Русских сезонов, выполнив эскизы декораций и костюмов к балетам, слагающимся в несколько тематических циклов. Первый из них - ориентальный ("Клеопатра" на муз. А.Аренского, С.Танеева, М.Глинки и др., 1909; "Шехеразада" Н.Римского-Корсакова, 1910; "Жар-птица" И.Стравинского, 1910; "Синий бог" Р.Гана и "Тамара" М.Балакирева, 1912), окрашенный, по словам одного из критиков, "в цвета страсти и сказки". Второй европейский ("Карнавал" Р.Шумана, 1910; "Призрак розы" КМ.Вебера), обращенный к эпохе романтизма и стилю бидермайер. Третий - античный ("Нарцисс" Н.Черепнина, 1911; "Дафнис и Хлоя", М.Равеля, 1912; "Послеполуденный отдых фавна" К.Дебюсси, 1912), где проявилось увлечение художника греческой архаикой и Эгейской культурой. В работе для сцены раскрылась способность Б., разделяя мирискусническую влюбленность в искусство прошлого, смело переосмысливать его мотивы, подчинять их вкусам, настроениям, ритмам своей эпохи. Отразив тенденцию времени к синтезу искусств, спектакли, оформленные Б., становились движущейся живописью или зримой музыкой: танцующие фигуры, приводя в движение яркие пятна одежд, покрывал, шарфов, образовывали новые и новые гармонии. Созданные им эскизы костюмов оказывались проектами будущего сценического образа, помогавшими М.Фокину, В.Нижанскому и др. балетмейстерам и танцовщикам найти соответствующее хореографическое решение. Б. во многом определил то воздействие, которое Русские сезоны оказали на мировой балет и декорационное искусство. Конец 1900-х - начало 1910-х - самый плодотворный период в творчестве Б. Он работал также над эскизами костюмов и декораций для антрепризы И.Рубинштейн (мистерии Г.Д'Аннунцио "Мученичество Святого Себастьяна" и "Пизанелла", 1911 и 1913: драма О.Уайльда "Саломея", 1912; трагедия Э.Верхарна "Елена Спартанская", 1912), для труппы А.Павловой (балет на муз. "Восточная фантазия" М.Ипполитова-Иванова и М.Мусоргского, 1913; балет П.Чайковского "Спящая красавица", 1916), для парижских и лондонских театров. Влияние Б. перешагнуло границы рампы, сказалось в оформлении интерьера и в светской одежде. Крупнейшие парижские модельеры Пуаре, Пакен, Борт, Куртизье создавали модели, навеянные бакстовскими спектаклями, и сам художник приходил к сотрудничеству со знаменитыми фирмами, принося в костюм яркую театральность. Обосновавшись в 1910в Париже, Б. после этого лишь несколько раз побывал в России. Приезды осложнялись из-за распространявшегося на него закона о черте оседлости. Только после избрания в 1914 действительным членом Академии художеств Б. получил право на проживание в Петербурге, но началась 1-я мировая война, и ему больше не суждено было попасть на родину. Не осуществилась и постановка в Мариинском театре мимодрамы-балета Ж.Роже-Дюкаса "Орфей", над эскизами декораций и костюмов к которому Б. работал в 1914-15 в Швейцарии и в Париже. С дягилевской антрепризой Б. продолжал сотрудничать и тогда, когда Фокина и мирискусников сменили балетмейстеры и художники следующих поколений: эскизы декораций и костюмов к мимодраме-балету "Шутницы" Д.Скарлатти (1917), к балету П.Чайковского "Спящая красавица" (1921) и др. В последние годы жизни он выполнял также эскизы для парижских театров "GrandОрбга", "Theatre Jumnase", "F6mina", "de la Renaissanse". Б. был отзывчив на художественные искания более молодых мастеров: в его работах можно увидеть соприкосновения и с фовизмом, и с кубизмом. Однако с годами Б. становился все более одинок, его мучило сознание, что основные его достижения позади. Оформляя "Спящую красавицу", он словно грезил о первых дягилевских сезонах, о своих былых триумфах. Все тяжелее становился отрыв от родины. "Каждый день растет в его мастерской количество русских образов группы, фигуры. Они русские не только по костюмам, но и по жестам. Зачем они? Художник сам не знает", - писал один из критиков. Эти образы легли в основу постановок в 1922 в театре "Femina" по сценарию самого Б. мимодрамы "Подлость" и водевиля "Старая Москва". Диссонансы между традиционными национальными мотивами и жесткими геометризованными формами выражали и ностальгию мастера, и неприятие им многого в современной действительности. Таким образом, в поздних созданиях Б. проявились черты, становящиеся характерными для художественной культуры русской эмиграции. В 1910-е - начале 1920-х Б. не оставлял работы над портретами (в числе его моделей Ж. Кокто, 1911; Л.Мясш, 1914; В.Цукки, 1917: И.Рубинштейн, 1921; И.Бунин, 1921), выполнил ряд декоративных панно, среди которых семь на сюжет сказки Ш.Перро "Спящая красавица" для особняка Д.Ротшильда в Лондоне (1914-22). Занимался литературной работой, публиковал статьи, выступал с лекциями о современном искусстве и одежде. Много раз выезжал в различные города Западной Европы, в начале 1924 побывал в США - в Вашингтоне и Нью-Йорке. Летом 1924 во время репетиции труппой Рубинштейн в парижском "Grand-Opera" балета "Истар" на музыку В.д'Энди по сценарию Б. и в его оформлении с художником случился нервный припадок. В конце года он скончался в клинике Руаль-Мальмезена и был похоронен на кладбище Батиньоль. В зарубежный период своей жизни Б. участвовал во многих международных выставках. В 1910 на выставке в Брюсселе был награжден Большой золотой медалью, в 1911 был избран вице-президентом жюри Общества декоративных искусств во Франции; стал членом Осеннего салона в Париже и Брюссельской Королевской академии. Персональные выставки Б. при его жизни и после его смерти прошли в Париже (1957), в Лондоне (1912, 1913, 1917, 1976), в Брюсселе, в Нью-Йорке, Бостоне, Филадельфии, в Чикаго и в др. городах Европы и Америки. В 1992 выставка произведений Б. из петербургских собраний состоялась в Русском музее. Произведения Б. хранятся в Третьяковской галерее, в Музее изобразительных искусств им. Пушкина, в Театральном музее им. А.Бахрушина в Москве, в Русском музее, и Музее театрального и музыкального искусства в Петербурге, в Музее декоративных искусств в Париже, в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, в Музее Эшмолиана в Оксфорде, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке и в др. отечественных и зарубежных собраниях. Архив Б. - в отделе рукописей Третьяковской галереи. Соч.: Пути классицизма в искусстве // Аполлон, 1909, № 2-3; Серов и я в Греции: Дорожные записки. Берлин, 1924. Лит.: Бенуа А. "Салон" и школа Бакста // Речь, 1910, 1 апр.: Levinson Andre. Histoire de Leon Bakst. Paris, 1924; Spencer Charles. Leon Bakst. London, 1973; Пружан И.Н. Лев Самойлович Бакст. Л... 1975; Борисовская Н.А. Лев Бакст. М., 1979; Голынец С.В. Лев Самойлович Бакст. 1866-1924. Л., 1981; Leon Bakst: Set and Costume Designs. Book Illustrations. Painting and Graphic Works. Text and selection by J. Pruzhan. Leningrad, 1986; Лев Бакст. Живопись. Графика. Театрально-декорационное искусство. Авт.сост. С.В.Голынец. М., 1992. С. Голынец

Найти все значения АКСТ Лев Самойлович:

АКСТ Лев Самойлович - это ...

Толкование АКСТ Лев Самойлович

Определение АКСТ Лев Самойлович

АКСТ Лев Самойлович означает ...

Синоним к АКСТ Лев Самойлович

Реферат на тему АКСТ Лев Самойлович



Мы будем признательны Вам, если Вы разместите ссылку на нашу страницу:
На блоге


На форуме (bb-код):


Код нашей кнопки:
АКСТ Лев Самойлович


Прямая ссылка на эту страницу


//ССЫЛКИ БЫЛИ ТУТ

Все словари

Словарь Ожегова
Словарь Даля
Словарь Ушакова
Словарь церковных терминов
Энциклопедия юриста
Современный толковый словарь
Словарь психиатрических терминов
Словарь лекарственных трав
Современный словарь
Энциклопедия относительного и абсолютного знания
Энциклопедия мировых сенсаций XX века том 1-2
Энциклопедический справочник стран
Словарь Ефремовой
Энциклопедический словарь русской цивилизации
Энциклопедический словарь конституционного права
Словарь синонимов
Словарь воровского жаргона
Теософский словарь
Энциклопедический справочник стран и столиц
Энциклопедия чудес
Золотая книга эмиграции
Театральная энциклопедия
Сто великих изобретений
Полный словарь медицинских терминов
Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку
Kladr
Новейший философский словарь
Словарь по политологии
Философский энциклопедический словарь
Энциклопедия третьего Рейха
Казачий словарь-справочник
Энциклопедия значений имен
Энциклопедия обрядов и обычаев
Энциклопедия. История философии
Энциклопедия. Мифы древнего Египта

Ваши пожелания


© 2019 slovco.ru Словцо Контакты Rambler's Top100

s1 s2 s3 s4 s5 s6 s7 s8 s9 s10 s11 s12 s13 s14 s15 s16 s17 s18 s19 s20 s21 s22 s23 s24 s25 s26 s27 s28 s29 s30 s31 s32 s33 s34 s35 s36 s37 s38 s39 s40 s41 s42 s43 s44 s45 s46 s47 s48 s49 s50 s51 s52 s53 s54 s55 s56 s57 s58 s59 s60 s61 s62 s63 s64 s65 s66 s67 s68 s69 s70 s71 s72 s73 s74 s75 s76 s77 s78 s79 s80 s81 s82 s83 s84 s85 s86 s87 s88 s89 s90 s91 s92 s93 s94 s95 s96 s97 s98 s99 s100 s101 s102 s103 s104 s105 s106 s107 s108 s109 s110 s111 s112 s113 s114 s115 s116 s117 s118 s119 s120 s121 s122 s123 s124 s125 s126 s127 s128 s129 s130 s131 s132 s133 s134 s135 s136 s137 s138 s139 s140 s141 s142 s143 s144 s145 s146 s147 s148 s149 s150 s151 s152 s153 s154 s155 s156 s157 s158 s159 s160 s161 s162 s163 s164 s165 s166 s167 s168 s169 s170 s171 s172 s173 s174 s175 s176 s177 s178 s179 s180 s181 s182 s183 s184 s185 s186 s187 s188 s189 s190 s191 s192 s193 s194 s195 s196 s197 s198 s199 s200 s201 s202 s203 s204 s205 s206 s207 s208 s209 s210 s211 s212 s213 s214 s215 s216 s217 s218 s219 s220 s221 s222 s223 s224 s225 s226 s227 s228 s229 s230 s231 s232 s233 s234 s235 s236 s237 s238 s239 s240 s241 s242 s243 s244 s245 s246 s247 s248 s249 s250